В конце марта британская верфь Fairline Yachts официально объявила о том, что прекращает производство своего флагмана – флайбриджной яхты Squadron 78, выпускавшейся целых 15 лет

Текст: Роман Лямцев

Если взять расхожее определение, что суперъяхта начинается с 24 метров, то Squadron 78 на 37 сантиметров превышает минимально допустимую длину. В современном мире, правда, некоторые эксперты склонны округлять эту цифру до 30 метров – тогда получается, что британский флагман не дотягивает до этой категории. Впрочем, в то время, когда он создавался, представления о суперъяхтенной индустрии были совершенно иными, нежели сейчас, так что не только у судостроителей Fairline, но и у всего яхтенного сообщества не вызывало никаких сомнений, что Squadron 78 – истинный флагман верфи и настоящая суперъяхта.

В историческом масштабе 2003 год, когда стартовало производство модели на верфи, которая тогда носила название Fairline Boats, был непростым. Впрочем, до мирового финансового кризиса еще было далеко, так что экономическая ситуация была благоприятная. На территории Евросоюза годом ранее была введена в наличное обращение единая валюта – евро – и хотя Великобритания не захотела отказываться от фунта стерлингов, тем не менее еще радужно оценивала перспективы своего участия в европейском объединении. Вряд ли эти события как-то связаны, но в британо-российских отношениях 2003 год ознаменовался тем, что сэр Пол Маккартни впервые выступил в нашей стране, дав концерт на Красной площади, и примерно тогда же первая яхта Fairline была продана российскому клиенту.

Не будет преувеличением сказать, что для Fairline это было «золотое» время. Верфь переживала подъем и была намерена еще больше упрочить свои позиции. В 2001-2003 годах британцы серьезно расшили свои производственные мощности в местечке Аундл, графство Нортгемптоншир, что позволило им строить большие яхты и с надеждой смотреть в будущее. Как раз одним из провозвестников этого будущего и стала флайбриджная Squadron 78.

Спуск на воду первой яхты стал событием как для верфи, так и для всей яхтенной индустрии. Шутка ли, к тому времени верфь уже успела прославиться своим скрупулезным подходом к строительству яхт, а тут решила заняться еще и суперъяхтами. Squadron 78 ждали и высоко оценили появление первых лодок.

«Учитывая безупречную родословную этого судна, являющегося наследником лучших лодок в разных классах, неудивительно, что мастерство, с которым она сделана, впечатляет. Производство исключительных яхт на протяжении нескольких десятилетий, несомненно, позволило верфи Fairline накопить бесценный опыт, который она вкладывает в свои новые лодки. И эта 78-ая… она превосходит все ожидания», – отзывался о Squadron 78 известный яхтенный брокер и спортсмен Деррик Леви.

Не менее восторженные отзывы были получены и от журналистов различных яхтенных изданий.

«Почему эта яхта может кому-то понравиться?» – задавал себе вопрос автор журнала Boating World, поднявшись на борт одной из первых Squadron 78. И тут же находил ответ: «Да хотя бы потому, что буквально каждый ее дюйм излучает шик и роскошь, а это очень и очень большая лодка. Так что, если вы хотите лучшее, что можно взять от жизни, этот круизер вам точно подойдет. Кроме того, эту 24,37-метровую яхту отличает небывалая элегантность и удивительные особенности, которые поразят даже самых взыскательных покупателей. Не стоит забывать и о том, что это произведение искусства может быть дополнительно оснащено под ваши требования. Вы вольны выбирать различные материалы и опции и не беспокоиться о том, что они не будут соответствовать высочайшим стандартам качества Fairline».

Даже сейчас, спустя все эти годы, экстерьер Squadron 78 не выглядит старомодным. Тогда же все эти спортивные линии и острые углы надстройки и корпуса казались сверхсовременными. Да, здесь, может быть, нет привычных нынче гигантских площадей остекления и боковых окон от пола до потолка, зато есть столь приятные глазу и столь ценные для многих классические черты, позаимствованные из мира гоночных авто. Например, покатая носовая часть надстройки напоминает огромный капот болида, на котором дизайнеры неожиданно решили обустроить уютное «гнездышко» с лежаками для любителей острых ощущений. Ветровые стекла в районе главной палубы и флайбриджа сильно наклонены в сторону кормы, да и вообще вся надстройка получила обтекаемые аэродинамичные формы. Конечно же, одним спортивным внешним видом британские судостроители не ограничились и оборудовали яхту двумя дизельными MAN 1360 CRM, разгоняющими 46-тонное судно до 33 узлов. Опционально можно было выбрать и более мощных 1622-сильных близнецов Caterpillar C32, которые давали прибавку 2 узла к максимальной скорости. 35 узлов «максималки» для флайбриджной яхты? Даже сейчас эта цифра способна впечатлить кого угодно.

Снаружи Squadron 78 не выглядела большой лодкой. Но те, кто поднимался на борт, словно оказывались на другом судне. Внезапно перед ними открывались «спрятанные богатства» интерьерных пространств: просторный салон с U-образным диваном, следом обеденная зона со столом, способным вместить всех гостей яхты, и роскошным камбузом напротив. В центре нижней палубы от борта до борта раскинулись апартаменты владельца с большой ванной комнатой и гардеробной комнатой. Следом за ними по правому и левому бортам расположились две гостевые каюты и далее – VIP-каюта в носовой части. Отсек для двух членов экипажа был обустроен на корме и помимо отдельного входа получил еще и собственный камбуз в придачу.

Элегантный и тонко выверенный стиль отделки, мебель, а также элементы декора яхты изначально были выше всяческих похвал, но за годы выпуска модели верфь постоянно повышала планку и в итоге достигла небывалого для серийных лодок уровня кастомизации. Начиная с 2007 года название модели даже получило «бонус» в виде дополнительного слова «сustom», что означало буквально следующее: покупатель вправе сам выбирать, что устанавливать и как распределять палубное пространство на своей яхте. Но это, пардон, спойлер, а мы должны вернуться немного назад, в то время, когда со стапелей сходили первые лодки.

Журналист американского издания Yachting в материале «Большая мечта» так описывал свои ощущения во время круиза на 78-ой: «Взяв кружку кофе, я направляюсь в сторону кормы. Прохожу через салон с большими окнами, комфортабельным диваном и глянцевой мебелью, отделанной древесиной вишни. Здесь есть также современная развлекательная система, позволяющая занять себя прослушиванием музыки или просмотром фильмов, но это вечером, не сейчас. Минуя широкие двери из стекла и стали, я попадаю в кокпит и сразу ощущаю босыми ногами тепло, исходящее от гладкого шелковистого тика. Не поддавшись искушению опуститься на диван или в одно из удобных кресел за столом великолепно обустроенного кокпита, я поворачиваю к левому борту и поднимаюсь по тиковым ступеням лестницы, ведущей на флайбридж. Если есть какое-то особое «сладкое» место на яхте, которое нравится всем по множеству причин, то оно находится именно здесь. Это и центр притяжения, и универсальное место сбора гостей и команды, и возможность со всех сторон окружить себя морем и солнцем. Тут есть все необходимое, чтобы весело проводить время в окружении толпы людей, разместившихся за большим тиковым столом, чтобы поиграть в карты или перекусить, благо кухня на открытом воздухе оборудована грилем, холодильником и льдогенератором. Несмотря на то что поблизости стоят на якоре другие большие суда, Squadron 78 выглядит выигрышно на их фоне. Совершенно не хочется покидать эту яхту, на борту которой создано особое уединенное пространство».

Спустя четыре года после начала выпуска модели верфь объявила тот самый «курс на кастомизацию», о котором я обмолвился чуть ранее. Это было весьма удачное решение, благодаря которому удалось привлечь немало клиентов. Причем как новых, так и тех, кто уже владел лодками Fairline. Стандартную комплектацию обогатили ранее считавшимися опциональными возможностями, так что даже в «базе» лодка стала намного привлекательнее, а дополнительно будущие владельцы могли практически бесконечно настраивать 78-ую под себя. Надо сказать, многие клиенты с удовольствием использовали эту возможность и портфель заказов на яхту не опустел даже в тяжелые для всей Европы кризисные годы.

В конце 2013 года верфь отпраздновала юбилей модели, спустив на воду сотую Squadron 78. Тогда же была опубликована и любопытная статистика, согласно которой общая стоимость всех проданных лодок составила около 150 миллионов фунтов стерлингов. На постройку 100 яхт затрачено более 1,9 миллионов человеко-часов, из которых 160 тысяч были посвящены исключительно кастомизации. Если же выстроить все построенные 78-ые в ряд одну за другой, то, как утверждали на Fairline, эта колонна растянется на добрых полторы мили.

«Мы невероятно гордимся спуском на воду сотой яхты Squadron 78, которая уже 12 лет находится в производстве, что демонстрирует привлекательность ее дизайна и высокое качество строительства. Наша команда неустанно трудится, чтобы каждая Squadron 78 разрабатывалась с учетом взыскательных требований владельцев, и создает прекрасно выполненные, сделанные на заказ суда», – говорил тогда на торжественной церемонии Кевин Гаскелл, генеральный директор Fairline.

Сотая яхта, получившая название Match 2, была построена для клиента, у которого она стала пятой по счету яхтой Fairline и второй Squadron 78. Более 400 различных изменений было внесено по его просьбе, и эта яхта получила титул «самой сложной в плане кастомизации за всю историю Squadron 78».

«Когда мы в 2003 году спустили на воду первый Squadron 78, мы знали, что создали роскошную яхту мирового уровня. Нам всегда нравилось тесно работать с нашими клиентами, чтобы создавать высококлассные моторные яхты, которые также могут быть по-настоящему уникальными. Для всей команды несомненно важен тот уровень, которого нам удалось достичь за эти годы, но мы с надеждой смотрим на будущее сотрудничество с клиентами, с которыми, хочется верить, построим еще немало новых яхт Squadron 78», – говорил менеджер по продажам Fairline Boats Джеймс Пауэлл, присутствовавший на церемонии передачи яхты владельцу.

C 2013 года по март 2018 было построено еще 15 лодок Squadron 78. Не так много, как в предыдущие годы, но верфь столкнулась с серьезным кризисом, чуть не прекратила свое существование и затем снова встала на ноги, в то время как флагман продолжал исправно сходить со стапелей. Но, как известно, «ничто не вечно под луной». Сейчас верфь, сменившая название на Fairline Yachts, переживает свою эпоху возрождения. Новые производственные мощности Fairline Marine Park в Хайте требуют перемен и готовы явить свету новых «героев», так что было принято решение прекратить выпуск Squadron 78. Последний флагман покинул верфь в Аундле в конце марта под громкие аплодисменты судостроителей, посвятивших миллионы часов кропотливой работы созданию этих великолепных яхт.

«Squadron 78 – это мощная и стильная яхта с удивительно долгой и славной историей производства. Она проложила дорогу следующему поколению больших моделей Squadron, и мы с нетерпением ждем того момента, когда сможем поделиться с вами подробностями о нашем новом флагмане», – заявил управляющий директор Fairline Yachts Рассел Карри на торжественной церемонии по случаю окончания производства Squadron 78. Последний флагман покинул верфь в Аундле не только в прямом, но и в «переносном» смысле – все будущие флагманы будут создаваться на мощностях Fairline Yachts в Хайте, близ Саутгемптона. И каждому из них, в отличие от 115 выпущенных Squadron 78, еще предстоит доказать свою состоятельность и право называться «флагманом верфи».

Технические характеристики

Длина: 24,37 м
Ширина: 5,7 м
Осадка: 1,61 м
Водоизмещение: 45,52 т/46,500 т (хардтоп)
Топливо: 5892 л
Вода: 1140 л
Скорость: 33-35 узлов (макс.)
Двигатели:
2 x MAN 1360 CRM (1360 л.с.)
2 x Caterpillar C32 (1622 л.с.)

Пассажиры: 6-13
Экипаж: 2-4