На этой неделе в кинотеатрах стартует фильм «Ford против Ferrari». Гонки, скорости, Ле-Ман каким еще не видели в кино… За все происходящее в картине в ответе Генри Форд-младший. Он, к слову, был выдающимся яхтовладельцем. Правда, категорически отказывался говорить об этом с прессой. Сегодня, более чем полвека спустя «Лодка» все-таки разузнала о его морских путешествиях и его яхтах, в частности о знаменитой 33,2-метровой Feadship Santa Maria
Шестидесятые годы прошлого века для Feadship были знаменательными. У компании сложилась прекрасная репутация среди американских заказчиков, которые дивились тому, что на верфи умеют вытворять со сталью. «Спецпредложение» же голландцев построить судно по индивидуальному проекту с учетом всех пожеланий и с заранее оговоренными высокими ходовыми качествами, так и вовсе было для США уникальным. Поворотным моментом на этом пути к успеху, конечно, стал заказ от Генри Форда-младшего, как сейчас сказали бы, «якорного заказчика», за которым потянулись многие другие американцы.
Фриц, по его собственным словам, не особенно стеснялся в присутствии Форда, так как прекрасно знал, что важно обеспеченным клиентам в море. В 60-е годы частные яхты становились все больше, а заказчикам хотелось пущего комфорта на борту. Так, например, оказавшаяся на воде чуть раньше, чем Santa Maria, яхта Feadship Camargo IV уже была оснащена стабилизаторами и центральной системой кондиционирования воздуха. Естественно, предполагалось, что Форд захочет большего…
Видимо, ни богатство Форда, ни место встречи не смутили Фрица и переговоры прошли более чем удачно: сделка с Feadship была заключена в ближайшие две недели. Как следствие, в скором времени на нидерландском острове Кааг был заложен киль яхты Santa Maria.
Дорогая, я дома!
Santa Maria, самая роскошная и дорогая по тем временам Feadship, была прекрасно отделана. На борту был организован просторный мастер-сьют и четыре добротных гостевые каюты, а крю-зона была рассчитана на пять человек. Форд хотел чувствовать себя на борту как дома, поэтому и отказался от традиционной для классических яхт внутренней отделки деревом. А для работы над интерьером, который бы имитировал вид старинного замка, пригласил парижского декоратора Жака Франка. К слову, Генри Форд-младший прекрасно разбирался в шато и французских интерьерах. У него даже была уникальная коллекция антикварной мебели и предметов декора, которые он покупал в Maison Jansen у знаменитого парижского декоратора в Нью-Йорке.
Глубоко личное
Santa Maria с запоминающейся круглой кормой привлекла к себе внимание по обеим сторонам океана. Даже обычно серьезный Newsweek докладывал в апреле 1963 года, что на борту есть основной салон площадью 28 кв. м, пять ванных комнат, два бара, телевизор и вдобавок судно укомплектовано кухонным лифтом, тремя холодильниками, автоматической стиральной машиной. Упоминалась система радаров и автопилот, усилитель руля, нидерландские стабилизаторы и опреснитель, способный дистиллировать до 7500 л воды в день на случай длительных круизов. Также Newsweek сообщал, что на просторной верхней палубе установлены два быстроходных катера.
К слову, о быстроходных катерах. Генри Форд, дед Форда-младшего, обожал гоночные лодки из красного дерева. В 20-е годы у него было несколько ранэбаутов Hacker Craft и двигатели на них стояли авиационные, Либерти Л12. В архивах можно найти фотографии, где на пристани готовят суда к гонке сам Генри Форд и его соперники из семейства Додж. Собственно, желание HF2, как называли Генри Форда-младшего в Америке, владеть яхтой с прекрасными ходовыми характеристиками вполне логично. А к отдыху на воде он был приучен с детства. Его отцу Эдселю Форду принадлежала элегантная 58-футовая Greyhound с корпусом из красного дерева, на которой семья перемещалась по озеру Мичиган.
Santa Maria долгие годы оставалась в пользовании семьи Форд и наблюдала за насыщенной жизнью своего владельца. Через год после спуска яхты Форду-младшему предстоял развод с матерью троих его детей, через два – свадьба с итальянкой Марией Кристиной Ветторе Остин. Именно рядом с Марией Кристиной, которую вскоре уже никто не называл по имени, в основном как «Миссис Генри Форд», он стал настоящим джетсеттером. Вместе их видели на самых важных светских мероприятиях от Акапулько до Французской Ривьеры. Естественно, на фоне нередко мелькала и элегантная Santa Maria.
Почти всю свою жизнь Santa Maria была связана с семейством Форд, но в конце 90-х ей предстояло новое полезное знакомство. Ее приобрел владелец классического парусника J Class Velsheda. У британской гоночной легенды Velscheda, не отличающейся большим внутренним объемом, всегда было судно сопровождения, и приобретение классического джентельменского Feadship стало для ее нового владельца попыткой найти идеального попутчика своему паруснику. Так Santa Maria стала судном сопровождения Bystander. Вместе с Velsheda они обошли вокруг света, побывали на Карибах, в Панаме, на Галапагосах, Таити, в Новой Зеландии, проходили через Суэцкий канал. По возвращении с Кубка Америки 2003 года в Окленде, посреди Тихого океана, у владельца возникла идея строительства судна поддержки большего размера, способного адаптироваться под нужды его взрослеющих детей и частых гостей. Он заказал новую 42-метровую яхту на французской верфи JFA. В 2007 году на Кубке Америки в Валенсии он был уже с новым Bystander, а яхту Santa Maria купил ее нынешний нидерландский владелец. Спустя шесть лет после приобретения он все же решил, что ей пора пройти рефит. Корпус яхты был в прекрасном состоянии, но вот машинному отделению и интерьеру явно требовались легкие обновления. После восьмимесячного пребывания на родной верфи Santa Maria какое-то время сдавалась в чартер, но вскоре вернула себе свой привычный статус частной и «скупой на комментарии» яхты.
SANTA MARIA FEADSHIP