Skip to main content

Зачем бизнес‐авиации нужен свой маркетплейс, как работает сервис по поиску частных самолетов, что такое Empty Leg, Jet Sharing и почему все больше людей хотят «склеить небо» – эти и другие вопросы мы обсудили c Александром Конинским, одним из основателей сервиса GetJet.

Александр Конинский, GetJet

Как возникла идея по созданию сервиса, или, как вы его называете, маркетплейса GetJet?

Из необходимости оцифровывания рынка услуг бизнес-авиации. Сейчас, как мы видим, повсеместно идет оцифровывание всех видов транспорта. Началось с такси, после подтянулся авиатранспорт. Как нам показалось, настало время оцифровки услуг более дорогого сегмента – бизнес-авиации и яхт. Процессы эти очень похожи, мы держим руку на пульсе и смотрим, как в этом направлении развивается яхтенный бизнес.

У общественного транспорта огромный пассажиропоток, но яхты и джеты всегда были в сегменте, в котором личное общение с клиентом выходит на первый план. Нужно ли здесь оцифровывание?

Мы выявили несколько процессов, которые способствовали тому, что мы пришли к оцифровыванию. Первый – любое масштабирование и рост проекта ограничены количеством персонала. Например, прирост количества рейсов вынуждал нас расширять менеджерский состав. Это мешало компании расти, так как было экономически нецелесообразно для собственника – приходилось тратить много денег и усилий на содержание офиса, бонусную систему и т. д. Второй процесс связан с оптимизацией передачи информации от подрядчика к заказчику. Изначально это были цепочки с множеством людей, они переда- вали друг другу сведения о пассажирах, о пожеланиях по питанию и другие данные. Часто происходило дублирование информации. В результате мы пришли к тому, что эти цепочки надо каким-то образом выстраивать. Конечно, мы не первые начали этим заниматься, до нас уже были попытки, но они ни к чему глобальному и интересному не приводили. Третий процесс – необходимость оптимизации самой схемы бронирования самолета. Раньше операторы продавали билеты на рейс с наценкой в 20%, а сейчас благодаря тому, что появились брокеры, наценка стала минимальной, порой ее и нет. Выходит, что надо работать с тем, как формируется сама стоимость перелета. Собственно, с этого и начался проект GetJet пять лет назад – мы решили найти людей, которые летят в противоположные концы одного направления. Проще говоря, занялись поисками человека, который летит из Москвы в Париж, и человека, который летит из Парижа в Москву.

Правильно ли я понимаю, что в процессе оптимизации и появилась услуга Empty Leg?

Empty Leg – это маршрут, на котором самолет летит пустым. По большому счету, это недозагруженная мощность. Здесь есть два варианта: либо продавать Empty Leg, когда он появляется, например, кто-то продал рейс из Парижа в Лондон, а самолет подлетает из Берлина пустым. Либо, если есть большое количество заявок, можно изначально найти клиентов, одному из которых надо из Берлина в Париж, а другому из Парижа в Лондон, а потом под них подобрать самолет. Обе эти задачи мы и взялись решать. Сначала взялись «склеивать» рейсы, то есть наращивать клиентскую базу так, чтобы количество заявок позволяло нам найти клиентов, рейсы которых можно подстроить друг под друга. А дальше уже двинулись к Empty Leg – оптимизировали процесс продажи пустых бортов, «нырнули» в расписание авиакомпаний, с которыми работаем, и сейчас уже в автоматическом режиме забираем все свободные перегоны и сравниваем их с имеющимися у нас Empty Legs. До этого все приходилось искать вручную, созваниваться с операторами – в общем, прилагать множество, по сути, ненужных усилий, на которые уходило много времени.

А когда вы начали развивать Jet Sharing?

Шеринг был и раньше на популярных люксовых направлениях. Мы увидели четкое разделение между теми,
кто летает регулярными рейсами, и теми, кто пользуется джетами. И выявили отдельный сегмент, готовый шерить джеты. Мы предложили этим людям более комфортные условия, чем в бизнес-классе, т. е. «зашерить» джет. Поначалу это пользовалось спросом только в пиковые даты и на топовые направления. Когда же наступила пандемия, спрос на Jet Sharing органично вырос сам по себе. Получилось так, что бизнес-авиация стала единственным способом путешествовать, и эта наша услуга оказалась востребованной. Так что мы взяли на себя определенные риски, гарантируя оплату за весь борт и продавая джет по местам, потому что сама по себе это довольно рискованная история, ведь если не наберешь достаточного количества пассажиров, то уходишь в минус. Но в этом как раз и заключается профессионализм: мы готовы брать на себя минусы. Таких игроков, как мы, практически нет – остальные боятся рисковать и, скорее, перепродают наши услуги, либо собирают рейсы ситуативно. Чтобы гарантированно каждый шеринговый рейс летал с обязательствами перед авиакомпаниями, пассажирами и по расписанию – здесь мы точно лидеры.

Сколько авиакомпаний с вами работает? Скажем, если мне нужно завтра лететь, вы найдете мне борт?

Конечно. Если мы говорим о стандартной услуге, такой как чартер, то мы работаем со всеми по- ставщиками, которые осуществляют деятельность по авиаперевозке пассажиров бизнес-джетами. Также сервис GetJet предоставляет услугу Deals – если кому-то надо срочно улететь, а подходящего борта нет, клиент может выкупить весь самолет и при желании продать часть мест или все свободные места в нем, а мы поможем с реализацией. Такие джеты тоже отобразятся в списке предлагаемых для полета по нужному направлению. Так что улететь сегодня вечером или завтра – не проблема. Наша система автоматически сверяется c расписанием более чем 50 операторов. Подписавшись на уведомления на нашем сайте или в мобильном приложении, можно первым получать предложения на самые интересные варианты перелетов. И мы постоянно подключаем новые авиакомпании. Скажем так, все основные операторы, которые летают, – свыше 30% рынка – подключены.

Соответственно, вы работаете как с российскими, так и с европейскими авиакомпаниями?

Да. Empty Legs есть и по России. Просто специфика нашего рынка такова, что авиаперевозчиков именно российских внутри страны не так много по различным экономическим и географическим причинам. Поэтому и предложений по России не так много. Но благодаря нашему приложению можно найти подходящий перелет и интересную цену.

Правильно ли я понимаю, что благодаря сервису GetJet я могу выбирать все или один из подходящих мне вариантов, таких как чартер, Jet Sharing и Empty Leg?

Все верно. Механика следующая: необходимо скачать мобильное приложение GetJet или зайти на сайт getjet.com, заказать отдельный самолет либо выбрать услугу Jet Sharing. Если выбираете шеринг, то надо указать рейс из нашего актуального расписания. Если клиент готов на отдельный самолет, то он оставляет заявку на нашем сайте или в мобильном приложении с указанием направления, даты и количества пассажиров. Кстати, еще одна задача, которую мы сейчас реализуем, – сделать так, чтобы процесс бронирования до выполнения рейса и информационная поддержка велись полностью через приложение. У нас все равно останется сопровождение нашими менеджерами клиента, можно решить все вопросы по WhatsApp – мы не ограничиваем клиентов тем, что можно решить все только через приложение, поскольку люди еще пока не привыкли работать онлайн. Но в целом мы двигаем рынок к тому, чтобы все было в приложении.

Применительно к сервису GetJet вы употребляете слово «маркетплейс», которое, на мой взгляд, больше относится к масс-маркету. Допустимо ли оно в премиальном сегменте?

Скажем так, это эволюция развития компании GetJet. Изначально мы планировали либо держать наши IT-разработки у себя, либо предложить их лишь брокерскому рынку. Но в процессе реализации стало понятно, что разнообразие продуктов для шеринга и/или онлайн бронирования достаточно широкое. Уже несколько компаний ведут разработки по онлайн-бронированию своих самолетов. И нам исключать их из цепочки и продавать только через свою систему недальновидно. Нам проще было чуть-чуть «переобуться» и сказать: «Ребята, давайте мы для вас станем витриной, маркетплейсом, будем продавать и ваш продукт. Это и нашу продуктовую линейку расширит, и даст возможность протестировать ваши модели бронирования. Может, ваша модель действительно правильная, тогда на ее основе потом можно предложить большому рынку такую систему бронирования». В итоге мы решили делать не только под себя, а давать возможность другим поставщикам через нас продавать свои услуги. Первый маркетплейс мы cделали под услуги Empty Legs для брокеров и операторов. Следующий шаг – это шеринг, о котором я уже упоминал. Для нас маркетплейс GetJet – это расширение спектра услуг. Пришло понимание, что рынок слишком динамичен и слишком много процессов по развитию идет параллельно. Не получается так, чтобы один игрок пришел и сказал: все, теперь начинаем играть по моим правилам. Так не будет, и надо дать возможность опробовать различные инструменты, максимальное количество продуктов, которые мы представляем и будем представлять.

Расскажите про географию полетов, какие направления будут популярны и востребованы осенью?

Пока по опыту прошлого года могу точно сказать, что это будут Дубай и Мальдивы. Традиционно хорошо пользуется спросом Ницца и Лондон. Остальное все ситуативно. Зиму лыжную пока не планируем, непонятно, как будет принимать нас Европа. Если откроется, то, конечно, будем анонсировать возможность полета в Швейцарию, Австрию и по другим направлениям.

А на дальние расстояния летаете, например в США?

На дальние расстояния вроде США шеринги пока не работают, потому что это очень дорого. Если мы берем среднюю стоимость билета до Европы, например Лондон или Ницца, это около 4–5 тысяч евро, Дубай – 5–6 тысяч евро, а Америка – уже 10–15 тысяч евро. Естественно, людей, которые готовы выложить такую сумму, не так много.

Уточню: это суммы за кресло в одну сторону?

Да. Дело в том, что на дальних расстояниях другие требования. Желательно, чтобы человек мог лечь, расположиться комфортно, а в бизнес-джете, если делать нужное количество кроватей, число посадочных мест уменьшается. Соответственно, загрузка на дальние расстояния – не более шести человек. Отсюда и высокая стоимость перелетов, что становится невыгодным. Поэтому пока что самое дальнее направление, куда мы регулярно летаем, – это Мальдивы.

Какие у вас планы на будущее?

Развивать удобство нашего сервиса, разрабатывать и предлагать новые услуги. Сейчас, например, мы
в процессе работы над открытием привилегированного клуба GetJet, но пока я не могу о нем рассказывать. Следите за нашими новостями, чтобы узнать, что это такое, и, конечно же, устанавливайте приложение GetJet, чтобы оценить, насколько это удобно, позволяет существенно сэкономить и не отказывать себе в комфорте.