Skip to main content

Несколько дней назад швейцарская яхтенная компания Floating Life объявила о назначении нового коммерческого директора, который бросит все силы на развитие формата долевого владения яхтами и соответствующего подразделения компании. По этому случаю вспомнили наш материал «Лодки»: как работает долевое владение, почему выгодно и к чему нужно быть готовым, решившись купить яхту «на паях». 

Долевое владение имуществом – понятие далеко не новое. Метод fractional ownership или иногда shared ownership много лет используют в работе с недвижимостью. Считается, что его придумали американские риэлторы, которые специализируются на домах для отпуска. Во второй половине прошлого века они осознали, что клиенты из богатых городов вроде Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Хьюстона часто отказывались покупать виллы во Флориде или лыжные шале в Колорадо по совершенно банальной, но разумной причине. Это нерационально. Зачем тратить миллионы долларов на дом, который бизнесмен с семьей будут посещать максимум 3-4 недели в году?

Тогда и возникла идея с долевым владением. В отличие от таймшера, где покупается только право жить в доме или апартаментах, долевое владение делает участников проекта полноценными собственниками актива. Таким образом, снижаются риски и есть возможность разделить расходы на содержание актива, который владельцы не используют постоянно.

От риэлторов идею перехватили и в других сферах. Например, в бизнес-авиации крестным отцом долевого владения частными самолетами признают Ричарда Сантулли. После работы в Goldman Sachs Сантулли в 1986 году создал собственную компанию NetJets, которая продавала не джеты, а только долевое участие. Скептики были уверены, что ничего хорошего не выйдет. Мол, совладельцы пару раз попадут в ситуацию, когда им надо лететь, а все самолеты заняты, и выйдут из проекта. Но Ричард использовал данные о полетах клиентов и разработал математическую модель, которая позволила эффективно распределять джеты, вовремя выдавать подменные самолеты и в итоге сэкономил участникам кучу денег.

В яхтенную индустрию, которую всегда отличали повышенная консервативность и максимальный фокус на владельца, подход начали внедрять относительно недавно – где-то в середине нулевых. Сложно выяснить, кто первым из брокеров догадался взять модель на вооружение. Рискнем предположить, что произошло это на самом клиентоцентричном рынке – в США. За последние годы параллельно с активным развитием принципов разумного потребления (от англ. responsible consumption — экономное использование природных ресурсов для удовлетворения лишь необходимых потребностей, обычно его применяют к экологии, но и для финансов это тоже работает) долевое владение яхтами становится более популярным. В основном это происходит из-за очевидной смены поколения владельцев.

Международный университет Монако и верфь Rossinavi пару лет назад провели исследование и выяснили, что в следующие 20 лет средний возраст владельцев яхт уменьшится на 10-15 лет. Для молодых клиентов уже сейчас впечатления и опыт значат намного больше, чем факт владения. «Да, они хотят путешествовать на яхтах, но все меньше интересуются покупкой лодки целиком, — говорится в исследовании. — Более того, собственность молодые владельцы часто воспринимают как ограничение». Кстати, у Rossinavi есть опыт строительства суперъяхты для двух владельцев – 50-метровая 2Ladies. На верфи признают – получилось успешно, но подобные проекты пока возникают не очень часто.

Как это работает?

Итак, как организовано долевое владение яхтой и что это дает участникам? Как правило, для покупки актива создают отдельную компанию, а клиенты покупают доли. Это защищает инвесторов и упрощает оформление документов о передаче права собственности, когда кто-то решит продать свою часть. Обычно у яхты не более 10-12 владельцев (чаще всего два или три, особенно у небольших яхт), чтобы равномерно распределять инвестиции. 

«Большинство яхтсменов пользуются своими лодками не более полутора месяцев в год, – говорит  Майк Амок, директор азиатской компании Delfineo Group. – Представьте, долевое владение позволяет путешествовать на яхте все те же шесть недель, но за восьмую часть от полной стоимости яхты. Гигантская экономия, согласитесь!». 

Конечно, главное преимущество долевого владения яхтой – существенное снижение издержек, причем не только в момент покупки, но и в долгосрочной перспективе. Все расходы на содержание, обслуживание, ремонт, зарплату команды совладельцы делят между собой. Многие не рискуют покупать собственную лодку, потому что переживают, что не смогут часто выходить на ней в море. Долевое владение как раз помогает застраховаться от таких рисков.

«Мы пытаемся сломать стереотип о том, что все, что связано с яхтами, — безумно дорогое, — рассказывает Михаил Экстремалов, совладелец компании First Yacht Group, официального дилера итальянской верфи Cranchi. — Зачастую на арендованной яхте жить комфортнее и выгоднее, чем в отеле. После участия в различных выставках мы поняли, что большинству потенциальных клиентов, которые заинтересованы в покупке хорошей недешевой яхты, из-за высоких ввозных пошлин не хватает значительной суммы. И так пришли к мысли, что надо таких покупателей объединять и сводить друг с другом. Тем более в мире есть практика совместного владения домами, самолетами и так далее. Еще один плюс совместного владения — снижение стоимости содержания: аренда места в марине, страховые взносы, зарплата экипажа».

Особенно такой подход выгоден для начинающих яхтсменов. Можно сделать относительно небольшое вложение и за пару лет лучше разобраться в яхтинге, понять, что нравится, а что на борту и в управлении лодкой хочется поменять. И уже с накопленными знаниями отправляться в свободное плавание — покупать свою собственную лодку. 

«Некоторые клиенты, кстати, покупают доли в разных яхтах — допустим, одну в Европе, одну на Карибах и одну в Азии, — рассказывает Амок. — Так они снижают риски и гарантируют, что у них всегда будет в распоряжении лодка вне зависимости от сезона».

«Boat sharing — распространенная практика в США и менее популярная — в Европе, — комментирует генеральный директор Sunseeker Russia Кирилл Шабалов. — В России тоже достаточно часто покупают лодку на двоих или троих владельцев. Сложно сказать однозначно, какие перспективы у долевого владения яхтами — временное ли это явление или за ним будущее. На мой взгляд, все зависит от тенденций рынка. Теоретически — да, эта практика будет получать все большее распространение, потому что ее плюсы очевидны — снижение расходов, страхование рисков и так далее».

Тонкости

С другой стороны, не стоит ждать слишком большой отдачи при ограниченных инвестициях. Если у яхты 10-12 владельцев, да даже пять-шесть, скорее всего, не получится ходить в круизы каждый год в июле или августе, потому что другие совладельцы тоже этого захотят. И тогда надо выстраивать расписание, договариваться друг с другом. Проще всего составлять долгосрочное расписание и постоянно держать онлайн-календарь. В таком случае владельцы всегда знают, когда яхта свободна и где именно она находится.

«Если яхта небольшая и у нее всего два владельца, то владеть можно по упрощенной схеме. Для небольшого катера или яхты это оптимальный вариант, — рассказывает Михаил Экстремалов. — А вот у больших лодок может быть три и более хозяев. В таком случае в дело вступает управляющая компания, все заботы лягут на нее. Клиенту надо будет только выбрать место стоянки и согласовать его с другими участниками и подбирать даты своих визитов, для чего составляют специальный календарь. На совете собственников также можно принять решение о сдаче яхты в чартер. Это может не только покрыть расходы на управление, но и приносить дополнительный доход».

Как правило, долевая яхта «привязана» к одной локации. Условно, на Сардинии — и все дольщики путешествуют именно там. Хотите пойти на Корсику или юг Франции — за свой счет. Если большинство совладельцев решили перевезти яхту в другое место, меньшинству придется или согласиться, или продавать долю. Кстати, с этим обычно нет проблем. Обычно стоимость доли снижается во времени меньше, чем цена яхты, тем более что долевые лодки обычно содержат в очень хорошем состоянии, поскольку ими постоянно пользуются. 

Минусы долевого владения

Конечно, как и везде, у долевого владения есть и минусы. «Среди клиентов нашего яхт-клуба есть примеры совместного владения лодками, но не всегда позитивные, — говорит управляющий Royal Yacht Club Илья Мири. — Негативные ситуации возникают, когда у совладельцев не совпадает образ жизни и интересы, и у них не получается договориться по ряду моментов. Например, в России в хорошую погоду в выходные все хотят быть на воде, а это не всегда возможно. Мы как яхт-клуб положительно относимся к любому формату владения, если это не нарушает правила и не мешает соседям и другим членам. Тем более, что совместное владение позволяет большему количеству людей наслаждаться яхтингом — и это позитивный тренд, который мы поддерживаем».

Также лодку, например, могут продать. Если большинство владельцев захотят выйти из проекта, то вам придется или покупать их доли, или яхту просто продадут, а выручку распределят между участниками. Внезапный ремонт может негативно сказаться на вашем отдыхе. Но многие брокеры готовы подстраховать совладельцев, если, например, на их период выпадает плановый ремонт лодки. Им просто выдадут схожую по характеристикам лодку из парка компании. Чтобы избежать сложностей и проблем, очень внимательно читайте договоры. И наконец, еще один существенный минус – кастомизировать или даже просто обустроить яхту под себя не получится. Однако, перевешивает ли это огромную экономию? Решать, как всегда, клиенту.

Что касается новой программы Floating Life Time Sharing, здесь можно вступить в долю строящейся экспедиционной 43-метровой яхты. Есть также вариант совладения успешной чартерной яхтой (Ocean Pearl) или компактным парусником. При любом из сценариев у участников есть доступ к яхте на 27-36 дней в году, возможность сдавать в субаренду те недели, которые не нужны, и использовать эти деньги для оплаты годовых взносов. 

Из компаний, которые также недавно рассказали о программах совладения яхтами, стоит отметить Sunseeker International, представившую прошлым летом программу Meros (эксклюзив для уже существующих клиентов Sunseeker). При этом такие компании как SeaNet, созданные для составления индивидуальных программ долевого владения, успешно продают строящиеся Benetti Delfino 95 и Mediterraneo 116.