Skip to main content

В одном только центре Санкт-Петербурга насчитывается 342 моста, а всего их в городе и окрестностях около восьми сотен. Этот огромный пласт исторического и архитектурного наследия, разумеется, отвечает за особую атмосферу Северной столицы, но при этом создает немало трудностей для яхтинга.

Интересно, что на заре строительства Петербурга делать мосты символом города никак не предполагалось. Напротив, Петр I строительства мостов не поощрял, разрешая возводить их лишь в крайних случаях. Предполагалось, что жители города будут, как в Венеции или Амстердаме, в основном передвигаться на лодках, развивая навыки гребли и парусного спорта, причем делать это предписывалось не только корабельному и торговому люду, но и сановникам, и даже служителям церкви. Впрочем, люди, как известно, ленивы. И после смерти императора началось активное строительство мостов – наплавных, стационарных и, конечно, разводных, чтобы обеспечить кораблям доступ в город. Но разводных мостов в городе 22, под остальными нужно протискиваться, на что способна не каждая моторная яхта, не говоря уже о парусных. В этом и заключается один из главных вопросов владения лодкой в Петербурге: небольшой катер может заходить в исторический центр, но на таком не выйдешь в открытое море, особенно с ночевкой, а достаточно крупные яхты с каютами могут позволить себе дальние путешествия, но в большую часть «внутренних вод» Петербурга не пролезают. Впрочем, есть приятные исключения: Fairline F‐Line 33 отлично умеет и то и другое.

Что это за лодка?

Эту модель поклонники Fairline ждали без преувеличения лет 20: британская верфь, некогда сделавшая себе имя на лодках такого типа, долгое время не выпускала моделей столь компактных размеров. F‐Line 33 – эффектный катер длиной всего 33 фута (чуть более 10 метров) – имеет на борту не одну, а сразу две комфортабельные каюты: кормовую с большой кроватью и носовую, трансформируемую из обеденной зоны нижнего салона. Кроме того, на нижней палубе можно найти полноценный санузел с душем, а наверху – удобный кокпит (есть два варианта планировки) с двухместным постом управления, обширными диванами, раскладным столом, прекрасно оборудованной стойкой, выполняющей функции камбуза и бара, и, конечно, купальной платформой. Учитывая, что Fairline F‐Line 33 может оборудоваться как стационарными, так и подвесными двигателями, эта платформа тоже выполняется в разной конфигурации. В первом случае она получается из откидного транца, закрывающего кокпит с кормы. Во втором – кокпит, открытый изначально, а гидроприводная платформа, к которой крепятся подвесные моторы, может выполнять еще и роль трапа, поднимаясь на уровень причала при швартовке кормой. Над открытым кокпитом, за счет которого лодка имеет небольшую высоту (1,95 м), при необходимости открывается складной тент, но можно опционально выбрать и стационарный хардтоп, правда, с ним лодка, конечно, станет заметно выше (3,63 м). Выбор двигателей, что стационарных в моторном отсеке, что подвесников на купальной платформе, очень широк. От пары спокойных 240‐сильных Volvo Penta V6, обеспечивающих максимальную скорость 33 узла, до 430‐сильных Volvo Penta V8 или подвесников Mercury Verado по 300‐400 л. c, способных разогнать лодку и до 48. В общем, в многофункциональности F‐Line 33 не откажешь. Столь же разнообразны ее возможности в выборе маршрутов. Она прекрасно проходит под множеством низких мостов Петербурга, но, как и все модели Fairline, обладает впечатляющими мореходными качествами, справляясь с приличными расстояниями и переменчивой погодой. Идеальное сочетание для яхтинга на Балтике!

По рекам и каналам Петербурга

Как уже говорилось, прокатиться с ветерком по остро‐ вам дельты Невы или заглянуть в самые укромные уголки исторического центра города может себе позволить не каждая моторная яхта. Но на F‐Line 33 за пару часов можно совершить приятную прогулку по рекам и каналам, отправившись в путь с Адмиралтейской набережной или с одного из причалов в каналах. Заходим в Фонтанку, смотрим на Летний сад с воды, любуемся историческими видами города, который здесь напоминает Венецию или Амстердам. Проходим мимо знаменитого памятника Чижику‐Пыжику (когда‐нибудь бросали монетку с воды?). Сразу же за ним открывается прекрасный вид на таинственный Инженерный замок, хранящий секреты императорской семьи. Далее стоит обогнуть Марсово поле по Мойке и увидеть величественный храм Спаса на Крови или продолжить путешествие по направлению к Невскому проспекту, любуясь пейзажами исторического центра. Обязательно обратите внимание на Аничков мост – это старейший мост через Фонтанку, а скульптуры коней таят немало интересных легенд и историй.

Минуя здание БДТ, поверните в Крюков канал и оцените Старое и Новое здания Мариинского театра, а также современное социальное пространство на острове Новая Голландия. А если у вас романтическая прогулка, то не пропустите мост Поцелуев и загадайте под ним желание. Оно обязательно сбудется. Река Мойка знаменита своими цветными мостами: Зеленый, Красный, Желтый, Синий. Последний многие туристы часто вообще принимают не за мост, а за площадь, ведь его ширина почти 100 метров. Красиво завершить прогулку по рекам и каналам Петербурга рекомендуем выходом в Неву через Зимнюю канавку с ее знаменитыми мостами. Зимние мосты настолько низкие, что захватывает дух, когда проходишь под ними. Если выбрано вечернее время для прогулки по каналам, то идеальным завершением станет просмотр торжественного разведения мостов через Неву. Один из самых популярных маршрутов начинается как раз со стрелки Васильевского острова, от Петропавловской крепости, далее Зимний дворец и Дворцовая набережная. После Троицкого моста поворачиваем к крейсеру «Аврора» в Большую Невку, затем возвращаемся в Неву и далее – по маршруту Литейный мост, Кресты, Смольный собор и еще два моста – Большеохтинский и Александра Невского.

На форты!

F‐Line 33 – лодка зажигательная: маневренная, быстрая и очень красивая. Поэтому добраться на ней до фортов можно даже скорее, чем на туристических Метеорах, тем более что нет привязки к их расписанию. И, конеч‐ но, гораздо комфортнее – без толпы, расположившись на кормовых диванах кокпита с баром прямо под рукой. Пожалуй, самый известный форт Кронштадта с наибо‐ лее развитой инфраструктурой – «Константин». Здесь находится единственный в России Музей маячной службы, есть яхт‐клуб, гостиница, кафе; можно занять‐ ся вейкбордингом, а для детей есть веревочный парк и батут. Сам форт впечатляет не меньше: его построили еще в 1808 году и уже тогда он считался опережающим свое время, поэтому здесь использовали новейшие приемы фортификации и артиллерийской техники.
До форта «Граф Милютин» (Южный форт No 3), который находится рядом с южным участком дамбы, можно добраться только по воде. С виду этот форт очень небольшой, но внутри действительно есть на что посмотреть: лифты для подъема снарядов, дальнометр, шахта под потайной прожектор «Шуккерт».

Один из самых отдаленных от берега – форт «Александр I» (второе его название – «Чумной»); он считается самым интересным среди всех кронштадтских фортов и одним из крупнейших в мире сооружений такого типа. Он недоступен для самостоятельного посещения, но открыт для экскурсий и корпоративных мероприятий. Своим вторым названием форт обязан тому факту, что еще в конце XIX века его исключили из оборонительных и начали использовать в медицинских целях: там разместили лабораторию по разработке противочумной вакцины.
В общей сложности вокруг Кронштадта 19 фортов, из которых 14 доступны для посещения, из них 9 доступны только с воды. Но на F‐Line 33 можно отправиться и гораздо дальше, спланировав путешествие на уикенд и даже дольше. На борту – полноценная кухня и ванная комната, приличный запас топлива и воды. С комфортом заночевать на лодке могут четверо, а в дневном режиме пассажировместимость лодки вдвое больше.
Несмотря на уже наметившийся дефицит лодок в этом сезоне, один корпус F‐Line 33 пока еще есть в наличии. Лодку можно увидеть в Санкт‐Петербурге и лично убедиться в ее достоинствах, пройдя тест‐драйв. И помните: навигация на носу, а там и белые ночи…