Skip to main content

Управляющий директор West Nautical и суперъяхтенный капитан Джефф Мур рассуждает о том, почему хороший капитан важнее, чем хорошая суперъяхта.

Джефф Мур

Капитан — высшая должность в экипаже любой суперъяхты, и с этой должностью связан самый высокий уровень ответственности. Это касается не только самой яхты и ее эксплуатации, но и безопасности гостей и экипажа. Яхты бывают разных типов и размеров, строятся во многих странах мира, и, по аналогии с миром автомобилей, одни построены по более высоким стандартам, чем другие. Независимо от дизайна, конструкции или особенностей конкретной лодки, капитан должен в полном объеме понимать, что делать с яхтой, за которую он или она отвечает. Это гарантирует, что безопасность и адекватная эксплуатация всегда будут в приоритете.  Хороший капитан должен научиться грамотно управлять любой яхтой, если уж он получил соответствующее образование и документы.

Представьте, что вы едете из Ниццы в Сен-Тропе на новом Aston Martin, а не на старом Renault Clio. Если водитель знает, как безопасно добраться из одного места в другое, соблюдая правила дорожного движения, вы окажетесь в пункте назначения. Но, как говорит Конфуций, «лучше доехать на Renault до Сен-Тропе, чем оказаться на Aston в Париже». Ведь основная задача все же добраться туда, куда вы запланировали, а марка машины играет второстепенную роль. Конечно же слова Конфуция были мной несколько переиначены на современный лад.Пять самых важных советов для хорошего капитана: четко общаться, сохранять спокойствие и уверенность, стоять за справедливость, слушать свою команду, всегда быть доступным и действовать решительно.

Капитан обязан быть хорошим лидером и подавать пример всему экипажу на борту. Он должен поощрять членов команды к изучению своей роли в сферах безопасности и профессиональной компетенции, а также поддерживать моральный дух экипажа, управляя частной или чартерной яхтой с улыбкой.

Хорошему капитану необходимо понимать все системы на борту, уметь обучать экипаж и делегировать обязанности, но без микроменеджмента. Поощрение членов команды и предоставление им возможности нести ответственность на борту гарантирует, что экипаж будет чувствовать себя ценным на своем месте.

Когда дело доходит до принятия трудных решений, хороший капитан превыше всего должен ставить судно и его безопасность. Поскольку решения на борту принимает капитан, именно он или она несет ответственность, если что-то пойдет не так. Новые яхты с современным дизайном, с более продвинутым оборудованием и новыми технологиями (например, с гибридными силовыми установками вместо традиционных дизельных двигателей) появляются постоянно. Поэтому капитану крайне важно быть в курсе последних тенденций в яхтенной индустрии, чтобы иметь возможность принимать управление новыми лодками, когда их спускают на воду.

Опытный и хорошо обученный капитан обладает уникальной квалификацией, которая позволяет ему видеть общую картину с учетом очень разных, но одинаково важных вещей, таких как погода, состояние и возможности судна, навыки экипажа, бюджет и многое другое. Капитан должен быть хорошим менеджером, чтобы все члены экипажа понимали, чего от них ждут. При необходимости он оказывает команде поддержку, а также контролирует всю деятельность на борту, чтобы добиться оптимальных результатов независимо от качеств яхты.

Так что хорошая яхта — это, конечно, прекрасно, но без опытного и уверенного в себе человека, управляющего ею, она далеко не уйдет. Яхта не будет функционировать нормально, а у команды не будет вождя. При этом сама яхта может быть построена по высочайшим стандартам. Или наоборот – лодка может быть с весьма ограниченным бюджетом, но если капитан знает судно, правила его безопасной эксплуатации и аварийные процедуры, а также обучает команду, то яхта в любом случае будет успешной.