Skip to main content

Альберт Назаров, морской инженер и архитектор, кандидат технических наук, а также глава компании Albatross Marine Design, ответил на наши вопросы и о том, что такое «валовая вместимость» или  «гросс-тоннаж» в современном понимании, а также почему этот параметр сегодня является одним из основных при строительстве и экспулатации яхт

  1. Для чего сегодняшним яхтовладельцам нужен такой параметр, как гросс-тоннаж (GT)?

Тоннаж – это один из способов как-то классифицировать суда по размеру.  Также как их можно классифицировать, например, по длине, пассажировместимости и т.д.

Надо сказать, что из-за названия «тоннаж» часто возникает путаница: его путают с массой, водоизмещением, грузоподъемностью и т. д. – чего только не приходилось слышать. Правильнее было бы назвать эту величину, скажем, «объемаж» или какой-нибудь «кубометраж». На самом деле тоннаж – это мера объема, а не массы или веса. В документах Российского морского регистра вместо «тоннажа» используется термин вместимость – то есть, если переключиться на русский, то всякий конфуз с «тоннажом» моментально исчезает.

Откуда такое название? Все просто. Скажем, в античные времена «тоннаж» — объем трюмов судов измеряли в амфорах с вином… Название «tun» (англ.) и «tonneau» (фр.) – винная бочка и стало со временем «тонной». Позже «тонна» как единица объема трюмов стала приравниваться к 100 кубическим футам (2,83 кубических метра). В ней и стали исчислять объем грузовых судов, ну а после величину переименовали в «регистровую тонну» (RT). Сделано это было для того, чтобы исключить мошенничество с налогами – тоннаж стали регистрировать.

Тоннаж грузовых судов использовался для налогообложения, портовых и канальных сборов, определения численности и квалификации экипажа. И даже более того – общий тоннаж флота (торгового или военного) был и остается мерой могущества державы.

С другой стороны, ушлые судовладельцы-коммерсанты пытались снизить налоги, и перевозить максимум груза при минимальном задекларированном тоннаже. Это подчас граничило с разумными пределами безопасности, да и сейчас это можно наблюдать.

Суперъяхта Dilbar (Lürssen, 2016, 156 м) в настоящее время считается крупнейшей яхтой в мире по гросс-тоннажу (15917 GT)

Обращали внимание на корейские и японские рыболовные шхуны? Почему у них палуба практически на уровне ватерлинии, и очень высокие фальшборта? Выглядит весьма странно и небезопасно! Все очень просто – закрытый подпалубный объем входит в тоннаж, а открытое пространство между фальшбортами – нет. Именно поэтому между фальшбортами они и перевозят рыбу навалом, так как могут принять на борт больше груза при минимуме налогов…

  1. Как определяется и рассчитывается гросс-тоннаж (GT)?

Как я уже сказал, тоннаж (вместимость) – это объем. Бывает гросс-тоннаж (рус. — валовая вместимость) – это полный объем корпуса и закрытых надстроек судна, и нетто-тоннаж (рус.- чистая вместимость) – объем, полезный для перевозок грузов и пассажиров. Обозначаются они GT и NT соответственно. Поэтому принцип простой: чтобы определить GT, нужно вычислить полный объем корпуса и надстроек судна. Чтобы определить NT, нужно вычислить объем помещений, используемых для перевозки грузов и пассажиров. Но не просто объем, а со всякими разными поправками-коэффициентами, конечно. Так, GT считается от размеров судна и умножается на коэффициенты, NT – путем суммирования объемов помещений. Зачем нужны коэффициенты? А вот это интересный вопрос. Оказывается коэффициенты были введены при принятии Международной конвенции об измерении вместимости судов в 1969 году (ITC-69), чтобы обеспечить преемственность с ранее выданными документами на суда…

Формулы для расчета тоннажа разные и они привязаны к определениям входящих в них величин. Морские администрации ряда стран или, например, Панамского и Суэцкого канала применяют свои формулы (доход для бюджета!). Я уже не говорю о малых судах – здесь практически в каждой стране своя формула, но они более простые чем для крупных судов. Наиболее широкое международное распространение и признание как раз получил метод расчета тоннажа, зафиксированный в Международной конвенции об измерении вместимости судов 1969 года (ITC-69) – это целая книга, желающие ее могут изучить.

Официальная формула выглядит так: GT = V x K, где V – это общий объем закрытых пространств судна в кубических метрах, а K – это основанный на объеме судна множитель, рассчитывающийся по формуле K = 0,2 + 0,02 log10 (V). Для небольших кораблей K меньше, для крупных – больше. Таким образом, валовая вместимость (гросс-тоннаж, ГТ или GT) основана на «теоретическом объеме всех закрытых пространств судна», а чистая вместимость (нетто-тоннаж, НТ или NT) основана на «теоретическом объеме всех грузовых или пассажирских помещений судна» (Прим. ред.).

Phi (Royal Huisman, 2021, 58,5 м) считается одной из самых длинных яхт с гросс-тоннажем менее 500 (499 GT)

  1. В чем разница между гросс-регистровым тоннажом и гросс-тоннажом? Почему гросс-тоннаж не имеет единиц измерений?

Не стоит путать гросс-тоннаж (GT) с гросс-регистровым тоннажем (GRT) и измерять его в регистровых тоннах (RT), так как это неверно. Исторически вместимость действительно измерялась в регистровых тоннах (RT), но в конвенции ITC-69 было предложено обозначать ее без размерностей – просто «GT 400» или «судно валовой вместимостью 400». Зачем? Чтобы избежать путаницы и отделить конвенционную схему от применявшихся до введения конвенции схем обмера (напомним, что гросс-тоннаж (GT) это теоретический объем, для которого были введены коэффициенты).

Кстати, в правилах для яхт Российского морского регистра (совсем недавно вышел такой импортозаместительный документ) используется именно такая запись для яхт – вместимость без указания размерностей.

По мнению управляющего директора Роуз Дамен (Damen Yachting), для судов поддержки суперъяхт важно не выходить за границы 500 GT. На фото проект YS 53 (499 GT)

  1. На какой стадии строительства определяется гросс-тоннаж яхты, и кто за это ответственен?

Тоннаж изначально оценивается проектировщиком при разработке проекта яхты. Но официальный документ – мерительное свидетельство (Tonnage Measurement Certificate – TMC) выдается уполномоченным органом. Обмер и расчет производит уполномоченный сюрвейер. Хотя он, конечно же, все равно запрашивает информацию от проектировщика…

Ну и для ориентира: вместимость/тоннаж 500 – это примерно судно длиной 50м, тоннаж 150 – примерно 24м, тоннаж 100 – примерно 20м.

Хотя и тут верфи порой играют с длиной-объемом, например за счет увеличения открытых пространств на палубах и, соответственно, уменьшения закрытых, влияющих на гросс-тоннаж (Прим. ред.).

  1. Почему многие яхтовладельцы не хотят выходить за рамки 500 GT?

Это как «волшебная длина» 24м, ниже которой судно становится «малым» и к нему применяются упрощенные правила (в России, соответственно, 20м и «маломерным»).

Если взять REG Yacht Code – основной документ для больших яхт, то можно заметить, что многие требования привязаны к границе «тоннаж 500». При меньшем тоннаже требования упрощаются, перестают применяться в полном объеме международные конвенции, снижаются требования к бытовым условиям и квалификации экипажа – в общем, полезная экономия на содержании судна, да и налогообложении.