Skip to main content

В описаниях некоторых яхт и суперъяхт длиной от 24 до 40 метров иногда встречается словосочетание «приподнятая рулевая рубка» или, в английском варианте, raised pilothouse (RPH). Давайте разберемся, что это такое, зачем кому-то и куда именно понадобилось поднимать рулевую рубку и выигрывают или страдают от подобного «размещения» капитаны…

Суперъяхта Van der Valk Jangada

Спуск на воду 32-метровой суперъяхта Jangada 2 от Van der Valk с приподнятой рулевой рубкой

Наверное, для того, чтобы понять саму суть идеи приподнятой рулевой рубки, стоит для начала представить себе обычную флайбриджную яхту длиной 15-20 метров. Традиционная планировка такой яхты предполагает основной пост управления на главной палубе и дополнительный верхний пост на флайбридже. Из-за небольших размеров лодки, гостям и команде чаще всего приходится мириться с существованием друг друга. В крайнем случае, капитана можно отправить «рулить» на флайбридж или, наоборот, самим обосноваться там, а его оставить на основном посту. Часто этой проблемы вообще не возникает, если владельцы сами управляют своей яхтой.

Яхта Absolute 50 Flybridge

Флайбрижная яхта Absolute 50

А теперь давайте представим суперъяхту свыше 50 метров. Владельцы подобного судна вряд ли будут управлять им самостоятельно – для этого им нужен опытный капитан и команда, которая будет обслуживать яхту. Опять же, на судне такого размера уже трудно представить, что гости отдыхают совместно с командой и постоянно пересекаются друг с другом. Наоборот, одна из основных задач дизайнеров на больших суперъяхтах – разделение гостевых и служебных помещений и проходов. То есть суперъяхты продумываются таким образом, чтобы развести зоны и перемещение гостей и экипажа, сделать так, чтобы одним не мешали работать, а другим отдыхать. Именно поэтому на крупных суперъяхтах чаще всего есть бридждек (мостиковая палуба), где расположена рулевая рубка или под нее выделено отдельное место, например, на верхней палубе. В силу размеров внешний верхний пост управления, как на упомянутых ранее флайбриджных яхтах, отсутствует за ненадобностью. Место флайбриджа здесь уже занимает отданный в распоряжение гостей сандек с бассейнами, зонами отдыха и лежаками для загорания.

Heesen Vida фото Jeff Brown

55-метровая суперъяхта Vida от Heesen Yachts с бридждеком

По понятным причинам находящиеся «посередине», то есть яхты размером 25-40 метров, имеют куда больше «возможностей» и пространства, чем флайбриджные яхты, но меньше, чем суперъяхты свыше 50 метров. Здесь еще можно встретить внешний пост управления на флайбридже, а основной располагается либо на главной палубе, либо на верхней. И вот тут-то как раз и возникают проблемы, ведь владельцы уже не готовы «мириться» с постоянным присутствием команды и отдавать в их распоряжение самые «лакомые» зоны, но размеры пока еще не позволяют сделать отдельную мостиковую палубу и развести трафик гостей и экипажа. Кроме того, на яхтах около 30 метров расположение мастер-каюты в носовой части главной палубы уже является приоритетным, так что, как говорится, пост здесь неуместен. Вот тут-то дизайнеры и вспомнили о приподнятой рулевой рубке или raised pilothouse, которая размещена «на полпути» между главной палубой и флайбриджем. В буквальном смысле посередине между этими уровнями.

Схема Mulder 36m

36-метровая Mulder ThirtySix с приподнятой рулевой рубкой в разрезе

Такое расположение имеет ряд очевидных преимуществ. Так капитаны получают свое собственное закрытое помещение, куда посторонним без приглашения вход воспрещен. Они могут, не беспокоя гостей, перемещаться между основным и верхним постом управления, так как они, как правило, соединены проходом.

Яхта Mr Maverick

25-метровая Mr Maverick от Van der Valk с приподнятой рулевой рубкой в разрезе

Подобное размещение открывает отличный обзор с поста управления и дает возможность организовать перемещение команды по судну без посягательств на гостевые зоны. С точки зрения гостей, они получают всю главную палубу в свое распоряжение. В носовой части можно обустроить мастер-каюту или, например, как любят американцы, кухню. Проблема с тем, что рулевая рубка на полпалубы выше съедает высоту потолков как правило решается размещением под ней лестницы или технических помещений для которых высота потолков не так важна. А смещение приподнятой рулевой рубки к одному из бортов позволяет сохранить высоту потолка во внутреннем проходе в носовую часть. Безусловно дизайнерам и владельцам важна и визуальная часть – то как органично вписывается в экстерьер лодки приподнятая рулевая рубка. Она не нарушает общей гармонии линий профиля и если не знаешь о ее наличии, то кажется, что этого «межпалубного» уровня между флайбриджем и главной палубой и вовсе нет. Впрочем, пожалуй, основное преимущество для владельцев – то, что они получают интерьерные пространства и планировки как на настоящей суперъяхте куда большего размера.

Суперъяхта Sunseeker 116 Yacht

35,2-метровая суперъяхта Sunseeker 116 Yacht c приподнятой рулевой рубкой

Когда появились первые суда такого типа и кто их впервые спроектировал сейчас уже никто не скажет, но доподлинно известно, что еще в 50-ых годах прошлого века они уже существовали. Конечно, причины для появления приподнятых рулевых рубок были совсем иными, чем сейчас – тогда таким образом решали проблему огромных машинных отделений, занимающих большую часть нижней палубы и высоты потолков на этом уровне. Одна из версий гласит, что своим появлением приподнятые рулевые рубки обязаны сначала повозкам, а потом и автомобилям типа ландо, в которых кучер-водитель сидит отдельно и иногда выше, чем пассажиры. Совмещение открытого и приподнятого по уровню «поста управления» с традиционной рулевой рубкой позволило создать первые raised pilothouse.

Sanlorenzo SL96A

29,06-метровая суперъяхта Sanlorenzo SL96A

Со временем оборудование стало более компактным и сместилось в кормовую часть, освободив место на нижней палубе, но появились гаражи для тендеров, пляжные клубы, современное оборудование, все еще было необходимо место для размещения гостевых кают и зон для экипажа, так что приподнятые рулевые рубки прижились за счет того, что дают возможность получить больше пространства на борту.

Яхты с приподнятыми рулевыми рубками строят такие верфи как Sunseeker, Azimut Yachts, Sanlorenzo, Van der Valk, Mulder и другие. С точки зрения многих яхтенных дизайнеров, это идеальное решение в размере 24-34 метра.