Skip to main content

Вроде все просто: двигатели для яхт и катеров бывают стационарными и подвесными, однако рынок предлагает огромное разнообразие решений в зависимости от размера судна, требуемых характеристик и типа топлива.

ПОДВЕСНЫЕ МОТОРЫ (Outboard)

Как правило, устанавливаются на небольшие катера и лодки, где размеры не позволяют иметь машинное отделение. Впрочем, сегодня на яхтенном рынке все чаще можно увидеть достаточно крупные каютные модели, оснащенные одним, а чаще двумя-тремя подвесными моторами. У многих верфей мира есть целые серии таких круизеров с подвесниками: например, модели Merry Fisher (до 11 м длиной) от Jeanneau или Verve (до 14.5 м) от Azimut. Чем их считать – большими катерами или маленькими яхтами – личное дело каждого.

Jeanneau Merry Fisher 1095 Fly

Почти 11-метровая флайбриджная модель Merry Fisher 1095 Fly, оснащенная двумя подвесными моторами

В целом сравнивать подвесные и стационарные двигатели некорректно: каждый подходит своему типу лодки. Но в «переходном» размере (10-14 м) производители нередко предлагают одну и ту же модель на выбор – с подвесным или стационарным мотором, и вот здесь стоит как следует разобраться, что вам лучше подходит: плюсы и минусы есть у каждого варианта.

Плюсы:

  • Не занимает место внутри корпуса, освобождая пространство для жизни
  • Можно быстро отремонтировать, заменить или продать отдельно от лодки
  • В целях экономии можно оснастить свою лодку б/у мотором
  • Проще консервация и зимнее хранение

Минусы:

  • Занимает место на купальной платформе
  • Высокий уровень шума (и с этим ничего не поделать)
  • Значительный риск хищения (ПМ очень востребованы на вторичном рынке)
  • Ресурс подвесного двигателя ниже, чем стационарного
Azimut Verve 42

Новый Azimut Verve 42 с тройной установкой подвесных двигателей по 450 л.с. развивает скорость до 45 узлов

В обилии подвесных моторов на рынке легко запутаться: в мире полно самых разных агрегатов, кардинально отличающихся по мощности, цене, габаритам, конструкции и даже типу топлива. Вопреки сложившемуся мнению, подвесной мотор уже необязательно должен быть бензиновым. Дизельные варианты тоже есть, например, Oxe Diesel или COX, но их гораздо меньше, стоят они в разы дороже бензиновых, весят значительно больше, а максимальная мощность, которую они могут выдавать на сегодняшний день, — 300 л.с. Преимущества, на которые упирают производители дизельных подвесников, – долговечность (утверждают, что дизельный подвесник прослужит втрое дольше, чем бензиновый) и снижение расхода топлива на 20-30%. Прикидывайте сами, готовы ли вы «вкладываться в вечность», используя мотор долгие годы и экономя на топливе. Последнее имеет смысл только если лодка очень много используется.

Oxe 300_diesel outboard

Как утверждает производитель, самый мощный на сегодняшний день дизельный подвесник OXE (300 л.с.) расходует аж на 46% меньше топлива чем бензиновый аналогичной мощности

Для сравнения, диапазон мощности серийных бензиновых моторов простирается от пары лошадиных сил до 600 (Mercury Verado V12). Есть еще электрические подвесные моторы, но основная масса на рынке – очень скромные агрегаты в пределах нескольких «лошадей». Впрочем, они активно используются на небольших лодках, особенно для рыбалки и в акваториях, где запрещено использование двигателей внутреннего сгорания. Самым мощным на сегодня считается 180-сильный E-Motion 180E от Vision Marine Technologies, но пока компания предлагает только оформить предзаказ. А, к примеру, в серийной линейке популярных Torqueedo самая мощная модель Deep Blue 50R предлагает 80 л.с. Все это объясняет, почему бензиновые подвесные моторы доминируют на рынке и, видимо, будут делать это еще очень долго.

Torqueedo electric ootboards

Среди основных преимуществ своих электрических подвесников Torqueedo называет цельную интегрированную систему, которую не нужно собирать из комплектующих разных производителей

Большинство современных бензиновых подвесников – четырехтактные. Они надежнее, экологичнее и тише, чем двухтактные и потребляют на 30% меньше топлива. У них выше ресурс и богаче комплектация. Зато двухтактные дешевле, легче и проще поддаются «реанимации» если вы уронили двигатель за борт.

СТАЦИОНАРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ (Inboard)

И все же, если говорить о лодках примерно от 11-12 м в длину, чаще всего мы имеем дело именно со стационарным двигателем, размещенным внутри корпуса.

Volvo Penta D13

Дизельный Volvo Penta D13 с вариантами мощности от 700 до 1000 л.с. — один из самых популярных стационарных двигателей для моторных яхт

Плюсы:

  • Стационарный двигатель потребляет меньше топлива и прослужит минимум вдвое дольше подвесного
  • Менее шумный
  • Большой выбор бензиновых и дизельных моторов
  • Свободная купальная платформа

Минусы:

  • Съедает полезное пространство внутри корпуса
  • При тесном моторном отсеке могут возникать сложности с доступом к отдельным узлам для ремонта, а вынуть двигатель из моторного отсека, зачастую, еще более сложная задача.

И вот здесь уже масса вариантов – и по типу привода, и по виду топлива — бензин или дизель, хотя чем крупнее судно, тем меньше шансов увидеть на нем бензиновый двигатель: от 14-15 метров доминировать начинают дизельные агрегаты. Стационарные дизели экономичнее по топливу и живут практически вечность (ну, как минимум, вдвое дольше бензиновых). При этом они дороже, крупнее и тяжелее, так что ставить их имеет смысл именно на более крупные суда. Вариантов мощности огромное множество – от нескольких десятков до тысяч лошадиных сил на двигатель.

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ (Electric motors)

Преимуществ у них много: тишина, отсутствие дизельного запаха и возможность заходить даже в заповедные акватории. В этом случае энергию для движения обеспечивают не двигатели внутреннего сгорания, а аккумуляторные батареи. Накопление энергии в них происходит разными способами. Самый простой — зарядка от береговой сети. Чаще всего используется для воднолыжных катеров (Frauscher), обеспечивая час-два катания, небольших тихоходных лодках (Alfastreet, Duffy) — зарядки хватит на 40-50 миль хода на 5 узлах, или пижонских ранэбаутов (Boesch) – для быстрых коротких поездок.

На продвинутых и дорогих парусных яхтах используется процесс гидрогенерации: когда яхта идет под парусами, набегающий поток воды вращает винт, заряжая аккумуляторы. Солнечные панели выглядят экологично и стильно, но они могут использоваться разве что во вспомогательных целях – подзаряжая аккумуляторы или обеспечивая энергопотребляющие системы на борту. Полностью обеспечить судно энергией для движения они пока еще не могут.

Greenline Yachts_Solar panels

Пример установки солнечных панелей на моделях моторных яхт словенской верфи Greenline

Именно поэтому лодки покрупнее редко оснащаются чисто электрическими силовыми установками. Такие варианты есть, например, у Greenline для среднеразмерных моделей длиной около 12 м, но неизбежен выбор: идти побыстрее, но совсем недолго, либо ползти медленно, но протянуть 50-70 миль. Поэтому в данном случае гораздо большей популярностью пользуются гибридные системы.

ГИБРИДНЫЕ СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ (Hybrid propulsion)

На борту одновременно устанавливаются электромоторы и традиционные двигатели внутреннего сгорания либо генераторы. Большую часть времени такая яхта идет в «дизельном» режиме, заряжая аккумуляторы, но может переходить в смешанный режим, экономя топливо, или полностью электрический, что актуально во время прогулок по заповедным местам, для захода в марину или во время якорной стоянки, когда батареи обеспечивают все бытовые потребности на борту.

Greenline 40 Hybrid

Верфь Greenline известна тем, что весь ее модельный ряд может быть выполнен на выбор с обычной дизельной, гибридной или полностью электрической силовой установкой. На фото: Greenline 40 Hybrid

Водород (Hydrogen, Fuel cells)

Наконец, можно добавить, что последнее время идет много разговоров о возможности использовать водород в качестве топлива для яхт. Первые прецеденты уже есть: сейчас в процессе строительства находится несколько крупных суперъяхт на топливных ячейках. Осталось дождаться их спуска на воду и посмотреть, насколько оправдаются ожидания. Смогут ли такие системы полностью обеспечивать яхту энергией для движения или останутся лишь подспорьем для старых добрых дизельных двигателей?