Skip to main content

Одна из самых больших и секретных яхт мира теперь доступна для чартера. Почти два десятилетия 126-метровый Octopus, который в 2003 году построила для сооснователя Microsoft Пола Аллена немецкая верфь Lürssen, окружала завеса тайны. На момент спуска на воду Octopus был самым крупным эксплорером мира, возвестив своим появлением новую эру исследовательских суперъяхт для путешествий на край земли.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Octopus способен пройти без дозаправки 12 500 миль и добираться до самых отдаленных регионов планеты, включая полярные регионы

После смерти Пола Аллена в 2018 году, Octopus был отправлен на рефит на принадлежащую Lürssen верфь Blohm+Voss в Германии, а в 2021 году обрел нового владельца (по неподтвержденным данным это шведский фармацевтический миллиардер Роджер Самуэльссон), который решил вывести лодку на чартерный рынок – впервые в ее истории. В декабре 2021 года яхта отправилась в свое очередное кругосветное путешествие, которое продлится два года. За прошедшие месяцы она успела пересечь Атлантику, посетить Панаму, Коста-Рику, Кокосовые и Галапагосские острова — еще до того, как были впервые опубликованы ее новые фотографии. Стоимость чартера Octopus в неделю начинается от $2,2 млн.

Explorer_Octopus_Paul Allen

На борту Octopus две вертолетные площадки — в носу и в корме

За предыдущие 19 лет жизни Octopus не просочилось даже самых скудных подробностей о том, что есть на борту. Все ее создатели, включая дизайнера Эспена Ойно и автора первоначального интерьера Джонатана Куинна Барнетта, были связаны строжайшим соглашением о конфиденциальности. Сейчас, когда «обет молчания» можно нарушить, мы, наконец, можем узнать, что скрывается внутри одной из самых впечатляющих яхт мира с невероятным «послужным списком» путешествий в самые отдаленные регионы планеты.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Бассейн на главной палубе Octopus

Дизайн и проектирование

Проектное задание верфь Lürssen и Эспен Ойно получили в 1998 году, и, по их собственному признанию, выглядело оно немного безумно. Требовалось спроектировать яхту в индустриальном стиле, похожую – по виду и по возможностям – на финский многоцелевой ледокол Fennica, построенный в 1993 году. К счастью, Эспен Ойно знал это судно, поскольку посещал его ранее, поэтому для первой презентации клиенту он быстро сделал карандашные наброски с парой вариантов носа и рулевой рубки. Сегодня, со всеми возможностями компьютерного моделирования, это звучит странно, но не забывайте, это был 1998 год! Что интересно, первоначальные эскизы Ойно воплотились в Octopus почти в неизменном виде. А рабочее название Project Octopus (предыдущая яхта Пола Аллена называлась Medusa) в итоге стало именем яхты.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Затопляемый гараж внутри корпуса, куда могут заходить тендеры и водные игрушки

Еще одной сложной задачей для проектировщиков стало размещение на борту множества «игрушек», включая тендеры, субмарину, гидроплан и вертолет. И главное – ничто из этого не должно было храниться на открытых палубах. В итоге был придуман двухуровневый затапливаемый гараж, открывающийся с кормы. Поначалу идея загрузить столько оборудования в корму казалась не самой удачной: такая масса могла вызвать сильный крен и сказаться на остойчивости. Но Эспен Ойно придумал сделать его очень длинным (36 метров!), разместив внутри корпуса по осевой линии. Вокруг этого «бассейна» рядами нанизаны отдельные гаражи для хранения всей техники.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Внутри гаража — отдельные места для хранения водной техники и вертолетов

Проект, предложенный заказчику, был одобрен, но у Lürssen обнаружилась проблема – не было ангара, способного вместить столь внушительное по размерам судно. В итоге его пришлось построить. А чтобы получить разрешение класса на создание уникального гаража, пришлось строить и его масштабную модель, чтобы показать, как все это будет работать.

Интерьер

Разработку интерьера Octopus доверили молодому американскому дизайнеру Джонатану Куинну Барнетту, которому команда Пола Аллена посоветовала следовать тому же стилистическому направлению, которое было на двух его предыдущих яхтах Feadship. Но Барнетт, по его собственным словам, сделал все наоборот. Результатом стала «плавучая лаборатория творческого гения» с классическим «вневременным» дизайном.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Для владельца предусмотрена отдельная приватная палуба. На фото: деталь интерьера мастер-каюты

На борту Octopus было такое, что и сегодня едва ли где увидишь: полностью оборудованный медицинский центр, «штормовая каюта» – для тех, кому нужен комфорт во время качки, и даже звукозаписывающая студия, где, говорят писали свои альбомы U2, Мик Джаггер и многие другие. Кроме того – 12 кают для гостей и помещения для 63 человек экипажа (владельцу предназначалась целая приватная палуба); бассейн, лифт, дайв-центр с барокамерой, две вертолетные площадки и одна баскетбольная.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Специально оборудованная «штормовая каюта» для тех, кто не выносит качку

Барнетт довольно просто оформил помещения: некоторые переборки окрашены в нейтральные тона, на других – панно из древесины эвкалипта с узором из пчелиных крыльев. «Большой объем деревянной отделки дает чувство дома, – говорит Барнетт, – А геометрия панелей – это элегантная математика, которую мистер Аллен очень ценил». Кроме того, на стенах постоянно менялись фотографии приключений Octopus в разных регионах планеты – от айсбергов Патагонии до храмов Азии.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Баскетбольная площадка на борту Octopus

Путешествия

Octopus — самая активно путешествующая суперъяхта мира. Она совершила множество кругосветных плаваний, ходила через Северо-Западный проход, в Арктику, Антарктиду, Папуа-Новую Гвинею…  Одним из увлечений Пола Аллена была военно-морская история: некоторые путешествия Octopus были связаны именно с этим и получили широкую огласку из-за сделанных открытий. Например, в марте 2015 года, после семи лет поисков, Пол Аллен объявил об обнаружении затонувшего на Филиппинах в 1944 году японского суперлинкора Musashi: он и однотипный Yamato были крупнейшими боевыми кораблями в истории. Размещенная на борту Octopus дистанционно управляемая субмарина OctoROV сделала первые фотографии находки на глубине 1000 м. А в августе того же года еще одна экспедиция подняла со дна корабельный колокол британского линейного крейсера Hood, потопленного германским линкором Bismarck в 1941 году в Датском проливе.

Оборудование и бортовые системы

Еще в момент спуска на воду было понятно, что Octopus открывает новые горизонты возможностей для путешествий. Яхту оснастили дизель-электрической силовой установкой, состоящей из восьми дизельных двигателей MTU 16V 4000 M50 суммарной мощностью почти 20 000 л.с. и двух электромоторов ABB. Для тех времен такое гибридное решение еще не было обычной практикой. Вся эта мощь позволяла Octopus развивать скорость до 19 узлов и при этом иметь запас хода до 12 500 миль – результат невероятный даже сегодня! Кроме того, Octopus стала первой яхтой с системой динамического позиционирования, позволяющей удерживать судно на месте без отдачи якоря, что актуально в особо охраняемых морских заповедниках.

Explorer_Octopus_Paul Allen

4D-кинотеатр на 12 мест

Также Octopus оснастили огромным количеством бортовой электроники. Впрочем, дизайнера Эспена Ойно совершенно не удивляет, что основателю Microsoft потребовалось более 54 тонн аудио/видео/ИТ-оборудования на борту. Основная масса проводки, конечно, пришлась на звукозаписывающую студию, но и в каждой каюте было проложено по 60 кабелей для компьютеров, развлекательных систем и многого другого. Там даже были сенсорные экраны, что в 1998 году просто потрясало.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Небольшие водные игрушки «выпускают» из гаража через люки в бортах

Игрушки

Созданный для исследований, Octopus обладает невероятным собственным «малым флотом», заполняющим недра 36-метрового гаража. Через гигантскую транцевую дверь спускается на воду основной тендер: сегодня это 18-метровая карбоновая Delta 54 с дальностью хода 450 миль на скорости 30 узлов. А первоначально это был Man-of-War – кастомный 18-метровый Vikal, позже замененный 13-метровым Hinckley. Поблизости хранится «желтая субмарина» Pagoo, вмещающая 10 человек, но в начале 2023 года ее заменит новый Triton 3300/6. Далее – гаражи для вспомогательных тендеров: кастом-лимузин Vikal (9,3 м) и два изготовленных на заказ Zodiac по 8,7 м длиной: один для дайвинга,  другой для гостей. Пара 5,8-метровых Zodiac Milpro MK-V для водных видов спорта, плюс бесчисленное количество гидроциклов, каяков, серф-бордов, кайтсерфов, электрофойлов и многое другое. Вишенка на торте – дистанционно управляемая подводная лодка (ROV), способная погружаться на глубину до 2700 метров. Завершает этот впечатляющей список вертолетный ангар на две машины.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Основной тендер заходит в гараж через гигантскую дверь в транце. Всего на борту Octopus 6 тендеров

Рефит и новая жизнь Octopus

После десятилетия непрерывных путешествий двигатели Octopus пришлось капитально отремонтировать. Тем не менее, внутренняя отделка не требовала серьезного обновления или изменения, что стало поводом для гордости дизайнера изначального интерьера Джонатана Куинна Барнетта. Лишь в 2019 году, уже после смерти Пола Аллена, яхту отправили на первый в жизни большой рефит – только для того, чтобы подготовить ее к продаже: все на борту поддерживалось в идеальном состоянии.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Интерьер VIP-каюты

Планы нового владельца превратить Octopus в особенную чартерную яхту потребовали еще некоторых изменений, ради которых была приглашена дизайнер Адриана Монк: ее студия Monk Design базируется в Швейцарии и на Лазурном берегу Франции. Как ни жаль об этом писать, первым пунктом в списке стала замена студии звукозаписи на что-то более практичное. Теперь на этом месте – в кормовой части бридждека (палубы, где располагается рулевая рубка) – современный бар с лаундж-зоной. Правда, на прежнем месте остался рояль, а с оригинальных креплений на стенах свисают новые гитары.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Студию звукозаписи превратили в лаундж, продолжающийся на открытой палубе

В кабину для записи вокала поместили диджейский пульт. Поскольку студийную звукоизоляцию не тронули, было решено сделать здесь место для вечеринок: расположенный рядом бассейн с подвижным прозрачным дном одним нажатием кнопки превращается в танцпол на воде.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Библиотека с камином

На «развлекательной» палубе бывшая формальная столовая превратилась в винный бар. На подсвеченном потолке – сцены погружения Пола Аллена в 2015 году к затонувшему линкору Musashi. Поблизости сохранилась смотровая площадка-лаундж с панорамным видом. На этой палубе еще расположены 12-местный 4D-кинотеатр, камбуз, стол для настольного тенниса, тренажерный зал, смузи-бар, парикмахерский и массажный салоны, а также библиотека с этаноловым камином.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Винный Musashi-бар. На потолке — фото погружений Пола Аллена к линкору Musashi

Оригинальные бежевые и кремовые ковры заменили на узорчатые синие и зеленые, а интерьер разбавили новыми отдельно стоящими предметами мебели, чтобы соответствовать новому чартерному образу жизни Octopus. Однако, ничего не меняли радикально, сохранив оригинальную атмосферу яхты по максимуму. «Я стремилась уважать дух Octopus, но при этом уловить образ жизни и видение нового владельца», — говорит дизайнер Адриана Монк.

Explorer_Octopus_Paul Allen

SPA-центр на борту Octopus

Никуда не делась и визитная карточка Octopus – необычный хронометр из стальных вант с парусного судна, натянутых по обе стороны от парадной лестницы с нижней до верхней палубы. Дизайнер интерьера Джонатан Куинн Барнетт решил таким образом объединить традицию иметь на борту корабля «главные» часы со страстью Пола Аллена к скульптуре, искусству, музыке и математике. Чтобы сделать их, он заключил контракт с немецкой часовой компанией, существующей более века. Каждые 15 минут эти «струнные часы» могут играть любую мелодию.

Explorer_Octopus_Paul Allen

Примыкающая к бывшей студии открытая площадка для отдыха с барбекю и пицца-печью, а бассейн нажатием кнопки превращается в танцпол

Как комментируют в компании Camper & Nicholsons, которая сейчас управляет яхтой, спрос на чартер Octopus равен известности этого уникального судна: в частности, Octopus уже забронирован для двух походов в Антарктиду. Сегодня многие новейшие суперъяхты способны на впечатляющие экспедиции, но пока еще никто не достиг того, что может Octopus. Все, кто совершит путешествие на этой легендарной яхте, наверняка запомнят его на всю оставшуюся жизнь.

Фото: Camper & Nicholsons