Skip to main content

Артем Волков, учредитель и технический директор молодой верфи River Brothers, любезно согласился рассказать нам о том, что сподвигло его с братом на создание собственного бренда, как разрабатывалась «родоначальница» линейки Orca, и как так получилось, что, имея всего одну модель, верфь загружена заказами на год вперед…

Артем Волков, совладелец и технический директор верфи River Brothers

Артем Волков, совладелец и технический директор верфи River Brothers

Ваша модель Orca 790, кажется, продумана до мелочей. А подход к строительству и качеству на таком уровне, что если бы все российские верфи так строили свои лодки, то на наших водоемах была бы их продукция, а не французских, итальянских, американских и других. Как вы пришли к этому?

  • Я уже очень давно увлечен лодками. Первая лодка у меня появилась, когда мне было 12 лет. А потом как-то само так сложилось, что вся моя жизнь была связана с лодками. Не в плане их производства, а в плане их использования. Сначала были небольшие бюджетные советские лодки, которые мне доставались по наследству, потом другие – потихоньку рос и в размере. Например, предыдущая лодка у меня была King Fisher 650 от нашей, питерской верфи. А потом так сложилось, что когда предложили принять участие в проекте у меня уже, к тому времени, было довольно четкое видение лодки с точки зрения «продвинутого пользователя». Я в целом понимал, каким должно быть компактное судно для путешествий. К тому же помогло и мое инженерное образование.

Кем и когда была основана верфь?

  • На самом деле как верфь мы существуем чуть больше года – до этого мы долгое время специализировались на обслуживании и тюнинге лодок. Само же производство мы начали в 2021 году. Начали вдвоем с моим братом Андреем, отсюда и ее название – River Brothers или «Речные Братья». Наша идея была создать атмосферу такого достаточно уютного заведения, чтобы, когда клиент к нам приходит, у него не было ощущения какого-то завода, массового производства. Мы хотели быть ближе к нашим заказчикам и, собственно, так мы работаем и до сих пор. Ну и потом мы братья, у нас семейная компания, и наши клиенты это чувствуют и ценят. Конечно, мы не говорим им «бро», у нас более уважительное к ним отношение, но по духу мы стараемся быть с ними близки.
Монтаж (сварка) рейлингов на лодке Orca 790

Монтаж (сварка) рейлингов на лодке Orca 790

Что подтолкнуло вас на строительтсво вашей первой лодки?

  • В основном проблемы с поставщиками. До этого мы за основу брали лодки сторонних производителей и доводили их до ума, но часто получалось так, что лодки задерживали, и мы срывали сроки из-за того, что нам вовремя не поставили лодку в работу. Второй момент – много работая с лодками других производителей лучше начинаешь понимать все их плюсы, минусы и то, что хотелось бы изменить. Кроме того, у меня уже были свои наработки по той лодке, которую я хотел построить. Собственно проект Orca 790 был отрисован достаточно давно – я его выкладывал в соцсетях, если не изменяет память, еще в 2016 году. А после, когда появилась возможность, то мы  решили – а почему бы и нет? Давай попробуем. И попробовали. Хотя, наверное, не в лучшее время мы это начали…

То есть модель Orca 790 – целиком и полностью ваш проект?

  • Это мой проект, над которым мы работали совместно с профессиональным конструктором Павлом Пастуховым – у него уже был опыт разработки проектов различных лодок. Я рисовал дизайн и продумывал эргономику, а он все считал в плане морской архитектуры, безопасности и т.д.
Готовая к покраске Orca 790 на площадке верфи River Brothers в Санкт-Петербурге

Готовая к покраске Orca 790 на площадке верфи River Brothers в Санкт-Петербурге

Почему вы выбрали этот тип лодок, почему решили сосредоточиться именно на нем?

  • Исходя из региона, где будут эксплуатироваться эти лодки. Изначально, когда мы проектировали 790-ую, мы разрабатывали ее с прицелом на нашу питерскую акваторию: Онега, Ладога, Финский залив и Финляндия. Финляндию мы рассматривали потому, что на момент проектирования она еще была открыта для нас, и мы предполагали, что сможем продавать наши лодки в том числе и в Скандинавии. Соответственно, обязательно нужна была кабинная лодка, поскольку она сильно удлиняет сезон – время ее использования. Второй момент – в нашей концепции это должна была быть лодка для путешествий, а кабина и рубка дают достаточно большое обитаемое пространство. Ну а стилистику, наверное, обсуждать смысла нет – решений с кабинными лодками с каютой достаточно много и не мы придумали эту концепцию.

 Когда первая лодка была спущена на воду?

  • Мы первый сезон с этим проектом. В мае мы ее сбросили на воду, а на испытания ушли, по-моему, в декабре. Да, в декабре мы отвезли в более теплый регион еще недооборудованную  лодку, неокрашенную и без отделки, прошли на ней все испытания, а к маю уже все собрали, прошли всю сертификацию и получили документы.
Максимальная скорость Orca 790 под 300-сильным мотором Yamaha – 72 км/ч

Максимальная скорость Orca 790 под 300-сильным мотором Yamaha – 72 км/ч

Уже можно сказать, что «первый блин» у вас не комом. Задумываетесь над расширением модельного ряда?

  • Да, у нас уже разработаны следующие шаги, следующий проект, который сейчас пока еще в работе на стадии проектирования, но мы его будем точно строить – это 36 футов с рабочим названием Orca 1000. На ней уже будет две каюты – мы решили расти в размере. В идеале же «вырастить» модельный ряд до четырех моделей. Самая маленькая модель будет уже существующая Orca 790, грубо говоря 8-метровая лодка, а дальше что-то вплоть до 46 футов. Все лодки будут, как и наша текущая модель, с корпусами из алюминия.

Кстати, почему вы решили работать с алюминием?

  • Это достаточно гибкий материал в плане любых модернизаций – он позволяет вносить любые правки и изменения в проект, при этом не меняя дорогостоящую оснастку, то есть матрицу. Если мы хотим что-то добавить или убавить… дело в том, что у нас каждая лодка полукастомная и строится индивидуально, строится под конкретного клиента, так что мы можем довольно легко менять внутреннее пространство. Пластик это делать не позволяет. Еще один момент – мы находимся в Санкт-Петербурге, и наша акватория может быть не очень дружелюбной для использования пластиковых лодок. Алюминий все-таки безопаснее и долговечнее в плане эксплуатации лодки. Швартовка в берег, камни и т.д. – алюминий в наших условиях сильно облегчает жизнь владельцу.
Артем Волков контролирует раскройку металла

На верфь River Brothers можно приехать и понаблюдать за рабочим процессом. Но о визите лучше договориться заранее

Есть ли у вас какие-то конструктивные особенности, которые выделяют вас на фоне других?

  • Наверное, самая главное наше преимущество – то количество пространства, которое мы предлагаем в Orca 790, несмотря на ее компактные размеры (длина 7,9 м, ширина 2,54, ). Если взять любую другую лодку, проходящую по автогабаритам как и Orca 790, и сравнить ее c ней, то вы поймете, что на нашей модели очень много места. По высоте, по ширине, по объему. Практически не приходится нагибаться. Я достаточно высокий, поэтому все меряю по себе, и порой снаружи кажется, что лодка небольшая, но, когда оказываешься внутри, понимаешь, что нет ощущения тесноты.

Сколько корпусов Orca 790 уже построено и сколько планируется построить в ближайшем будущем?

  • У нас порядка шести корпусов уже на воде. И на данный момент времени мы можем вполне комфортно производить порядка 10 корпусов в год – я сейчас говорю о проектах с высокой степенью кастомизации. Скажем так, в базовой версии мы можем строить больше.

Есть свободные слоты на следующий год?

  • На будущий год мы уже взяли свои 10 заказов. Ближайший свободный слот – август 2023.
Салон Orca 790

Orca 790 может быть серьезно кастомизирована и индивидуализирована. Причем это касается не только стандартного набора «отделка-обивка-подушки», но и внесения изменений в сам корпус и планировку

Где можно купить Orca 790, и кто осуществляет постпродажное обслуживание?

  • Пока мы продаем себя сами, поскольку мы небольшая верфь и искать кого-то на 10 лодок не имеет смысла. Плюс, при таком индивидуальном подходе к постройке как у нас, я думаю, что это невозможно делать через сторонние компании. Постпродажный сервис тоже весь наш – есть специальная выездная бригада, которая, при необходимости, способна решить вопрос на месте. Естественно, есть и текущее/гарантийное обслуживание на верфи, но в основном мы все же выезжаем к нашим клиентам. Даже на консервацию.

Как обстоят дела с комплектующими и поставщиками?

  • На самом деле сейчас все решаемо, плюс у нас нет гигантских объемов производства, так что в том количестве, которое нам требуется, мы все находим. Все комплектующие, двигатели, материалы отделки, фурнитуру, приборы, оборудование – в общем все-все-все.

Примерное соотношение российских и импортных комплектующих?

По долям я вот так сразу, наверное, точно не скажу, но все, что касается корпуса – 99% российское. А помимо корпуса еще и двери, стекла, форточки, иллюминаторы, рейлинги, фурнитура, утки и т.д. Все, что касается оборудования – это в основном хорошие зарубежные, американские и европейские, бренды. Повторюсь, каких-то сложностей с поставками мы не испытываем – что-то стало чуть дороже, но не могу сказать, что сильно.

Камбуз с плитой и раковиной на Orca 790

На небольшом камбузе есть раковина и однокомфорочная газовая плита

Orca 790 у вас на подвесном моторе. Рассматриваете ли вы варианты своих будущих моделей со стационарными движками?

  • Для 790-ой не рассматривали, поскольку в этом размере это не имеет смысла – двигатель съест очень много полезного пространства, мы уменьшим баки и объем мест для хранения и получим нерациональное использование корпуса. У нас сейчас варится такой же корпус, но он чуть длиннее, под два подвесных двигателя (от 175 до 300 л.с. каждый). Это был выбор клиента, он хотел получить более мощную скоростную лодку, но, опять же. стационары мы даже не рассматривали. А вот на будущем 36-футовом проекте, будет доступно на выбор два варианта: стационарные или подвесные моторы.

Как вам кажется, какие лодки сегодня востребованы на российском рынке и будут ли меняться предпочтения покупателей?

  • Самые предпочтительные лодки на данном этапе, наверное, это фишинговые. Те, которые у нас в простонародье называются «мохнатый плот». С хорошими палубами, с мощными моторами, с эхолотами, – в общем лодок, заточенных под рыбалку. И мы сделали шаг в этом направлении, оснастив Orca 790 приспособлениями для рыбалки и сделав ее подходящей для использования в качестве рыбацкой лодки. Наверное, эта категория лодок на сегодняшний день самая продаваемая в нашей стране. Но сейчас активно развивается и набирает популярность все, что связано со внутренним водным туризмом. Здесь большая яхта не имеет смысла, поскольку на ней часто невозможно пришвартоваться к берегу из-за большой осадки и хрупких пластиковых корпусов, и требуются как раз небольшие каркасные лодки, в которых все есть: душ, камбуз, туалет, холодильник, спальное место и т.д. Этот сегмент, на мой взгляд, набирает обороты, поскольку люди очень много путешествуют именно на маленьких лодках. Причем «пробеги» из Казани в Петербург, из Питера на Белое море, – в общем солидные, за тысячу километров. Эта история становится востребованной, она развивается, поэтому мы пошли в этот сегмент. Ну и, плюс еще, что немаловажно, развивается инфраструктура. Появляются причалы, заправки, рестораны, гостиницы с причалами, то есть места, куда можно прийти на лодке и комфортно отдохнуть.
Модель Orca 790 от российской верфи River Brothers

В среднем цикл строительства одной Orca 790 занимает пять месяцев

Что сегодня мешает вам развиваться. Что устраивает, а что хочется изменить?

  • Естественно, на нас сказывается вся эта политическая история. У нас сейчас это не бизнес, а бег с препятствиями. Тебе постоянно кидают под ноги стекло, а ты должен его оббегать. Но в целом, мне кажется, что нам просто не надо мешать. И все. Мы справимся.

Подробный обзор катера Orca 790 от верфи River Brothers: