Skip to main content

С того момента как в 2005 году компания Volvo Penta представила свою первую колонку Volvo IPS, не прекращаются споры, что лучше: старые добрые валы или модные и эффективные днищевые колонки? На сегодняшний день, когда IPS применяются в яхтенной индустрии уже свыше 15 лет (их антагонисты часто указывали именно на «молодость» технологии), накопился уже достаточный опыт, позволяющий рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

Конструкция

Система вального привода – самого простого и распространенного в судостроении – представляет собой расположенный внутри корпуса двигатель, соединенный при помощи редуктора с валом, на конце которого закреплен гребной винт.  И в данном случае этот винт – толкающий.

Привод на вал

Простейший (прямой) привод на вал

При оснащении днищевыми колонками Volvo IPS двигатель так же находится внутри корпуса, а снаружи – в воде – поворачивающаяся «нога», которая объединяет в себе редуктор и винт, расположенный впереди – то есть тянущий. В этом смысле не следует путать днищевые колонки Volvo IPS с похожими агрегатами от конкурента Volvo Penta – Cummins Mercruiser. Их продукция называется Zeus, и, хотя это тоже днищевые колонки, винты у них толкающие. Тем, кому интересно, почитать больше про разные типы приводов можно здесь.

Volvo IPS

Днищевая колонка Volvo IPS

В этой статье мы не будем сравнивать днищевые колонки IPS и Zeus: у производителей тех и других есть свои доводы, что эффективнее – тянущий винт или толкающий. Мы будет сравнивать колонки IPS и валы. Почему? Потому что именно на характеристики яхт с вальным приводом опиралась Volvo Penta, когда впервые публиковала впечатляющие данные о Volvo IPS. Максимальная скорость на 15-20% выше, а расход топлива до 30% ниже, чем у яхт аналогичной длины и энерговооруженности, но с валами. Говоря проще, если на два абсолютно одинаковых корпуса поставить двигатели одной и той же мощности, но один корпус оснастить приводом на вал, а другой – колонками IPS, то получится именно такая разница. Кроме того, IPS дает минимум шума и вибрации, потрясающую маневренность, а сами агрегаты компактны – моторный отсек можно уменьшить, увеличив полезное пространство внутри корпуса. Ну не сказка? Однако, спустя более чем полтора десятилетия, мы до сих пор видим на рынке множество яхт на валах. С чем это связано?

Для каких яхт подходит IPS?

Поначалу предполагалось, что днищевые колонки Volvo IPS можно устанавливать только на яхты длиной не более 50 футов (15 м). С тех пор мощность колонок существенно выросла – до 1000 л.с. на агрегат (Volvo IPS 1350), поэтому их давно начали устанавливать на куда более крупные яхты – по 25-30+ м, нередко сочетая не только по две, но и по три, и даже четыре колонки. Подобные «комплекты» часто используют такие всемирно известные верфи, как голландская Van der Valk или итальянская Azimut. К сожалению, просто взять и переоборудовать любую яхту с вального привода на IPS не получится. Для установки днищевых колонок нужна особая форма днища, поэтому корпуса серийных яхт изначально разрабатываются «под IPS». Такие есть у многих итальянских и британских верфей, при этом те же производители имеют и модели на валах. Изредка встречается ситуация, когда одну и ту же модель, можно заказать и с IPS, и с валами, но этом случае подводная часть корпусов будет отличаться.

Sunseeker Predator 60 Evo

Sunseeker Predator 60 Evo (18,24 м) — одна из редких моделей, доступных и с IPS, и с вальным приводом

Сам факт, что большинство яхтенных верфей имеет множество моделей с вальным приводом, заставляет задуматься: почему все до сих пор не перешли на IPS?  Отвечают специалисты:

Всеволод Гаврилов, руководитель российского офиса Volvo Penta:

«Отчасти это связано с консервативностью людей, отчасти с экономикой: валы просто дешевле. Разница в стоимости становится менее заметной, если вальные лодки оснащать джойстиками, подруливающими устройствами, блоками управления, сложным программным обеспечением и т.д. В IPS все эти функции покупаются в пакете. Кроме того, есть типы яхт, на которые не следует ставить IPS. Если у вас «демисезонная» лодка, на которой иной раз надо пройтись по ледовой шуге, валы гораздо надежнее. Поэтому вы никогда не увидите IPS на экспедиционных лодках, которые хотя бы теоретически могут заходить в северные воды. Нет никакого смысла ставить IPS и на какую-нибудь тихоходную яхту траулерного типа с двигателями по 150 л.с. Бывает пограничная ситуация по мощностям: с двигателями ниже 400 л.с. ставить IPS становится слишком дорого – проще выбрать валы или колонки».

Впрочем, это с точки зрения производителя. А для покупателя, как известно, цена яхты или ее комплектующих складывается не только из самой суммы покупки, но и затрат на обслуживание и ремонт.

Сергей Стрелец, руководитель компании по сервису яхт и катеров West Nautical Service:

«Что касается большей дороговизны системы IPS, то это не совсем так. Если мы говорим о вальной системе, то это двигатель, редуктор, вал. А в случае c IPS получается двигатель и «нога» – редуктор вместе с валом. Если считать так, то IPS выходит немного дороже. Но выходит из строя в основном нижняя часть IPS (верхняя остается целой) – она стоит несущественно дороже валов или столько же».

Эксплуатация

Модели яхт, оснащенных IPS, производители часто позиционируют как максимально простые в управлении, даже для неопытных судоводителей. Возможность швартовать яхту или маневрировать на низких скоростях в тесном пространстве при помощи джойстика, легко двигая яхту хоть боком, действительно выглядит очень привлекательно.

Azimut S7

Azimut S7 (21,68 м) c тройной установкой IPS 1050/D13 по 800 л.с.

Сергей Стрелец, руководитель компании по сервису яхт и катеров West Nautical Service:

«Джойстик – это удобство для неквалифицированного судоводителя. Квалифицированный джойстиком практически не пользуется. Мне лично он не нужен: можно заходить к причалу без него, и меня это устраивает. Если не ставить джойстик, то IPS работают как обычные винты. В целом, все, что говорится о преимуществах IPS – так и есть. Управляемость лучше, расход топлива меньше. В обслуживании я лично не вижу большой разницы, но себе бы выбрал валы: у них минимум частей, связанных с маслом, находится в воде: снаружи только вал и винт, все остальное – внутри. В отличие от IPS, за которыми смотреть нужно постоянно, за валами, по большому счету, приглядывать не надо: даже если там все болтается, они будут работать».

При оснащении яхты тремя-четырьмя колонками IPS появляется множество плюсов: достаточно крупное судно может развивать высокую скорость, при этом на борту очень тихо, а моторный отсек – сверхкомпактный. Но у таких установок есть свои нюансы эксплуатации. Довольно распространена ситуация, когда капитан или владелец включает только две колонки и пытается на них вывести лодку на глиссирование. Некоторым кажется, что так они экономят ресурс. Или, например, один из IPS выходит из строя и, вместо того чтобы его отремонтировать, люди продолжают ходить на трех, как на четырех.  Все это перегружает моторы и приводит к повышенному износу.

Van der Valk Flybridge

Серия Flybridge голландской верфи Van der Valk (24,75 — 27,90 м) была специально разработана под тройную установку колонок IPS

Сервис

Консервативность пользователей в отношении колонок IPS, как правило, связана с опасениями, что колонки легче повредить, а то и вовсе их лишиться. Винты смотрят вперед, а значит, по идее, первыми принимают на себя весь плавающий мусор в виде бревен, бутылок и прочего.

Всеволод Гаврилов, руководитель российского офиса Volvo Penta:

«Распространенное заблуждение, что впередсмотрящие винты легче повреждаются, не находит статистического подтверждения. Мы не видим, что такие винты продаются чаще. Зазубрины на винтах можно найти и у тех, и у других. Мы давно уже не уговариваем клиентов выбирать IPS, преимущество которых перед валами очевидно. Мне кажется, есть консервативные люди, которые считают, что IPS повреждаются легче. Их не переубедить. Но в последние годы в Россию привозили много лодок с IPS, потому что они удобнее в эксплуатации».

При серьезном столкновении с подводным препятствием нижняя часть IPS просто «срезается» и уходит на дно. Обидно? На самом деле это позволяет уберечь от повреждений корпус яхты: во-первых, она не затонет, а во-вторых, устраняя последствия аварии, вам не придется тратиться на корпусные работы – нужно будет заменить только «ногу» IPS. При посадке на мель/столкновении с препятствием яхты с вальным приводом ситуация может развиваться непредсказуемо. Порой повреждения минимальны, но иногда валы гнутся, и винты вспарывают корпус – хорошо если лодка не затонет. Как комментирует Всеволод Гаврилов, «кто-то говорит, что «нога» IPS очень дорогая, а мы говорим, что это запчасть, которую вы получаете на складе и в течение двух-четырех недель вы снова на воде. Правда речь не про нынешние времена, а нормальные, когда это было так. Вопрос денег решается страхованием, но это другая вечная тема. Да, запчасть недешевая – около 10 000 долларов. Но если вы налетаете на препятствие, у вас гнется вал или винты входят в корпус, то есть риск утопить лодку. И совершенно точно чинить это все тоже будет недешево. Кроме того, валы и винты – не стоковые запчасти. По нашей практике, при повреждении вала лодка выходит из строя на три-четыре месяца, даже если не требуются корпусные работы. Какие принимать на себя риски – клиент выбирает сам».

Volvo Penta IPS

Впередсмотрящий тянущий винт

В нынешней ситуации, ввиду сложностей с поставками импортных запчастей в Россию, можно было бы предположить, что у владельцев яхт с валами (базирующихся в нашей стране) будет меньше сложностей в обслуживании. Очень распространено мнение, что валы вам починят, условно, в любой деревне, а вот найти сервис для колонок IPS гораздо сложнее и дороже.

Сергей Стрелец, руководитель компании по сервису яхт и катеров West Nautical Service:

«Ситуация с поставками запчастей непростая в обоих случаях. Но если говорить о Volvo Penta, проблема скорее не с механикой (ее мы, например, поменяем любую), а с электроникой – из-за особенностей доступа к программному обеспечению Volvo. К примеру, Man и Mercruiser поставляют уже прошитые блоки, а Volvo — непрошитые, которые потом надо заливать программами с сайта поддержки, доступа к которому в данный момент, естественно, нет. Сейчас у нас в любом сервисе можно чинить не только вальную систему, но и IPS. Но нужно понимать, что валы – это не про простоту обслуживания, а про его минимизацию. Если яхту предполагается сдавать в аренду, то однозначно лучше, если она на валах – это гарантирует вам минимум подъемов лодки, и даже если все износится до конца, то все равно ничего не отвалится. Да, может быть вибрация, но лодка по-прежнему будет ходить, в отличие от оснащенной колонками IPS. А если говорить про лодки люксовые, для удовольствия владельца, тогда разницы нет – выбирайте то, что больше нравится».