Применительно к яхтам спортбридж (sportbridge) – это особый тип надстройки, объединяющий функции спортивных и флайбриджных яхт. Еще с десяток лет назад подобные гибриды были редкостью, но со временем такие яхты становились все более популярными, пока не выделились в отдельный полноправный класс, широко представленный в модельных рядах многих топовых верфей мира. Откуда он взялся и почему? Для удобства будем рассматривать в качестве примеров яхты примерно одинаковой длины.
Флайбридж: плюсы и минусы
О том, что такое флайбридж, мы подробно рассказываем здесь. Это верхняя (обычно вторая по счету от ватерлинии) открытая палуба среднеразмерной яхты (чаще всего 15-25 м), где располагаются дополнительный пост управления и пространство для отдыха под солнцем. В сущности, такая палуба есть у очень многих яхт, но при длине от 100 футов (около 30 м) это место уже принято называть сандеком (sundeck) – солнечной палубой, в силу больших размеров и многопалубной конструкции судна. Суть от этого почти не меняется, разве что на сандеке вы уже не найдете поста управления. На больших яхтах рулевая рубка находится на отдельной палубе – бридждеке (bridgedeck) или вынесена в специальное помещение на межпалубном пространстве (raised pilot house). Таким образом все пространство сандека предназначено исключительно для отдыха. Ну а флайбридж, соответственно, выполняет обе функции сразу.
Наличие флайбриджа сложно переоценить. Не зря у российских владельцев это самый востребованный тип яхт. «Второй этаж» — это масса дополнительного пространства на борту, причем на свежем воздухе. Там можно загорать, делать барбекю, плескаться в джакузи (если есть в наличии, конечно), и все это – большой компанией. А верхний пост управления это не просто дополнительное удобство, но иногда и просто необходимость, благодаря хорошему обзору на высоте.
Из минусов: флайбридж делает яхту более массивной, и, следовательно, не столь быстрой и остро управляемой как спортивные модели. Это даже не минусы, а, скорее, неотъемлемые особенности класса. Если провести параллель с автомобильным миром, флайбриджная яхта напоминает минивэн, куда с комфортом умещается куча народу. Но вам вряд ли придет в голову тащить минивэн на гоночный трек или требовать от него супераэродинамичных очертаний.
Спортивные яхты: плюсы и минусы
А теперь посмотрим на спортивные лодки. Своим гладким низким профилем и стремительными линиями они напоминают спортивные автомобили. И никакого «второго этажа»! Вместо него – хардтоп – жесткая крыша на электроприводе, которую можно открыть, превратив лодку в кабриолет.
Помимо пижонской внешности, спортивные яхты, как правило, имеют отличные характеристики. Если верфь выпускает на базе одного и того же корпуса спортивную и флайбриджную модель, то даже с одинаковыми двигателями первая будет быстрее и маневреннее в силу меньшего веса и лучшей аэродинамики. Кстати, при этом спортивная версия будет немного дешевле флайбриджной.
Минусы тоже вполне очевидны: для отдыха под солнцем – только кормовой кокпит и фордек. А если на яхте есть наемный капитан, он все время будет вместе с пассажирами, особенно если пост управления никак не отделен от салона.
Но что делать, если хочется всего и сразу? И флайбридж, и аэродинамичный профиль и, второй пост управления, и, наконец, возможность открыть люк над салоном? Если в автомобильном мире подобную проблему можно решить покупкой двух автомобилей, то иметь сразу две яхты могут себе позволить немногие. Вот так и появился спортбридж…
Спортбридж: маленький компромисс и много возможностей
Если посмотреть на профиль обычной флайбриджной яхты, можно заметить, что флайбридж чаще всего начинается после первой трети корпуса, иногда чуть дальше у небольших моделей. Таким образом флайбридж практически полностью накрывает находящийся уровнем ниже салон главной палубы. Спортбридж более «сдвинут» к корме, что позволяет сделать в передней части салона открывающийся потолочный люк. Он, конечно, не будет такого размера, как на спортивных яхтах, где можно открыть практически весь салон, но сама возможность впустить свет и ветер на главную палубу многим важна.
Естественно, будучи сдвинутым назад, спортбридж уже не может быть такого же размера, как флайбридж на яхте аналогичной длины. Да, он меньше по площади, но, в зависимости от размеров яхты, сюда может уместиться как пост управления и лежак для загорания, так и то, что мы привыкли видеть на обычном флайбридже: обеденная зона, бар и т.д. Пионером класса стала модель 56 Sportriva, выпущенная в 2008 году – она долгое время оставалась единственной в своем роде. Сейчас яхт со спортбриджем изобилие: их можно найти у Sunseeker, Princess, Riva, Azimut и многих других верфей мира.
Надо заметить, что за годы существования спортбриджа яхтенным дизайнерам удалось серьезно его улучшить, сделав просторнее и эргономичнее. Во многом это достигается тем, что спортбридж немного «утоплен» в надстройку. Иногда глядя на яхту в профиль, даже сложно догадаться, что у нее есть спортбридж – настолько хорошо он вписан в общие линии. Так что популярность этого класса вполне объяснима: можно получить площадку для отдыха наверху (пусть и не очень большую), второй пост управления, и при этом не жертвовать стильным спортивным обликом лодки. А для понимания скоростных характеристик лучше всего ориентироваться на простую формулу: яхты со спортбриджем чуть быстрее флайбриджных и чуть медленнее спортивных яхт с хардтопом.