Skip to main content

Применительно к яхтам спортбридж (sportbridge) – это особый тип надстройки, объединяющий функции спортивных и флайбриджных яхт. Еще с десяток лет назад подобные гибриды были редкостью, но со временем такие яхты становились все более популярными, пока не выделились в отдельный полноправный класс, широко представленный в модельных рядах многих топовых верфей мира. Откуда он взялся и почему? Для удобства будем рассматривать в качестве примеров яхты примерно одинаковой длины.

Флайбридж: плюсы и минусы
О том, что такое флайбридж, мы подробно рассказываем здесь. Это верхняя (обычно вторая по счету от ватерлинии) открытая палуба среднеразмерной яхты (чаще всего 15-25 м), где располагаются дополнительный пост управления и пространство для отдыха под солнцем. В сущности, такая палуба есть у очень многих яхт, но при длине от 100 футов (около 30 м) это место уже принято называть сандеком (sundeck) – солнечной палубой, в силу больших размеров и многопалубной конструкции судна. Суть от этого почти не меняется, разве что на сандеке вы уже не найдете поста управления. На больших яхтах рулевая рубка находится на отдельной палубе – бридждеке (bridgedeck) или вынесена в специальное помещение на межпалубном пространстве (raised pilot house). Таким образом все пространство сандека предназначено исключительно для отдыха. Ну а флайбридж, соответственно, выполняет обе функции сразу.

Sunseeker Manhattan 68

Модель Sunseeker Manhattan 68 с флайбриджем

Наличие флайбриджа сложно переоценить. Не зря у российских владельцев это самый востребованный тип яхт. «Второй этаж» — это масса дополнительного пространства на борту, причем на свежем воздухе. Там можно загорать, делать барбекю, плескаться в джакузи (если есть в наличии, конечно), и все это – большой компанией. А верхний пост управления это не просто дополнительное удобство, но иногда и просто необходимость, благодаря хорошему обзору на высоте.

Princess F65

Флайбридж модели Princess F65

Из минусов: флайбридж делает яхту более массивной, и, следовательно, не столь быстрой и остро управляемой как спортивные модели. Это даже не минусы, а, скорее, неотъемлемые особенности класса. Если провести параллель с автомобильным миром, флайбриджная яхта напоминает минивэн, куда с комфортом умещается куча народу. Но вам вряд ли придет в голову тащить минивэн на гоночный трек или требовать от него супераэродинамичных очертаний.

Спортивные яхты: плюсы и минусы
А теперь посмотрим на спортивные лодки. Своим гладким низким профилем и стремительными линиями они напоминают спортивные автомобили. И никакого «второго этажа»! Вместо него – хардтоп – жесткая крыша на электроприводе, которую можно открыть, превратив лодку в кабриолет.

Fairline Targa 65 GT

Fairline Targa 65 GT c открытым хардтопом над салоном

Помимо пижонской внешности, спортивные яхты, как правило, имеют отличные характеристики. Если верфь выпускает на базе одного и того же корпуса спортивную и флайбриджную модель, то даже с одинаковыми двигателями первая будет быстрее и маневреннее в силу меньшего веса и лучшей аэродинамики. Кстати, при этом спортивная версия будет немного дешевле флайбриджной.

Sunseeker Predator 65

Спортивная яхта Sunseeker Predator 65

Минусы тоже вполне очевидны: для отдыха под солнцем – только кормовой кокпит и фордек. А если на яхте есть наемный капитан, он все время будет вместе с пассажирами, особенно если пост управления никак не отделен от салона.

Fairline Targa 63 GTO

Лежаки для загорания на носу (фордеке) и на корме

Но что делать, если хочется всего и сразу? И флайбридж, и аэродинамичный профиль и, второй пост управления, и, наконец, возможность открыть люк над салоном? Если в автомобильном мире подобную проблему можно решить покупкой двух автомобилей, то иметь сразу две яхты могут себе позволить немногие. Вот так и появился спортбридж…

Спортбридж: маленький компромисс и много возможностей
Если посмотреть на профиль обычной флайбриджной яхты, можно заметить, что флайбридж чаще всего начинается после первой трети корпуса, иногда чуть дальше у небольших моделей. Таким образом флайбридж практически полностью накрывает находящийся уровнем ниже салон главной палубы. Спортбридж более «сдвинут» к корме, что позволяет сделать в передней части салона открывающийся потолочный люк. Он, конечно, не будет такого размера, как на спортивных яхтах, где можно открыть практически весь салон, но сама возможность впустить свет и ветер на главную палубу многим важна.

Sunseeker 65 Sport Yacht

Sunseeker 65 Sport Yacht со спортбриджем

Естественно, будучи сдвинутым назад, спортбридж уже не может быть такого же размера, как флайбридж на яхте аналогичной длины. Да, он меньше по площади, но, в зависимости от размеров яхты, сюда может уместиться как пост управления и лежак для загорания, так и то, что мы привыкли видеть на обычном флайбридже: обеденная зона, бар и т.д. Пионером класса стала модель 56 Sportriva, выпущенная в 2008 году – она долгое время оставалась единственной в своем роде. Сейчас яхт со спортбриджем изобилие: их можно найти у Sunseeker, Princess, Riva, Azimut и многих других верфей мира.

Riva 56'Sportrive

Первый в мире спортбридж на модели 56’Sportriva (2008 г.)

Надо заметить, что за годы существования спортбриджа яхтенным дизайнерам удалось серьезно его улучшить, сделав просторнее и эргономичнее. Во многом это достигается тем, что спортбридж немного «утоплен» в надстройку. Иногда глядя на яхту в профиль, даже сложно догадаться, что у нее есть спортбридж – настолько хорошо он вписан в общие линии. Так что популярность этого класса вполне объяснима: можно получить площадку для отдыха наверху (пусть и не очень большую), второй пост управления, и при этом не жертвовать стильным спортивным обликом лодки. А для понимания скоростных характеристик лучше всего ориентироваться на простую формулу: яхты со спортбриджем чуть быстрее флайбриджных и чуть медленнее спортивных яхт с хардтопом.

Sunseeker 65 Sport Yacht

На спортбридже Sunseeker 65 Sport Yacht