Carinthia VI во многом опередила свое время. Созданная стараниями талантливого дизайнера, искусной верфи и опытного владельца, своим рождением она положила начало строительству судов, которые сегодня принято называть мегаяхтами.
На строящуюся на немецкой верфи Lurssen яхту у магната Хельмута Хортена были большие планы. Обладатель четвертой по величине сети универмагов в Германии, он вел переговоры о продаже своего бизнеса, так что освободившееся время собирался посвящать в том числе и морским круизам со своей молодой женой Хейди. Успешный бизнесмен, которому приписывают открытие первого в Германии супермаркета, стремился быть первым во всем. Его лодка должна была поражать, вызывать восхищенные взгляды и в прямом смысле опережать яхты того времени – одним из основных требований Хортена была быстроходность судна. Во многом именно поэтому опытный яхтсмен, уже владевший до этого 42-метровой яхтой Carinthia IV, способной развивать 35 узлов, среди прочих выбрал верфь Lurssen. Приоритетами Хортена были в первую очередь скорость и мощь, ради которых он был готов поступиться комфортом и роскошью – понятиями, в то время не имевшими практически ничего общего с ныне общепринятыми в яхтенной среде.
В начале 70-ых бременские судостроители по большей части занимались скоростными военными судами. Спуски на воду огромных суперъяхт, которыми впоследствии прославилась верфь, были еще впереди, так что работа над 71-метровой яхтой Хортена стала для них в определенной степени вызовом. Создать большую быстроходную лодку было непростой задачей, но на верфи понимали, что эта работа позволит им громко заявить о себе и привлечь внимание со стороны «гражданских» клиентов. В 1971 году Carinthia V была спущена на воду.
Яхта получилась настолько удачной, что до сих пор многие эксперты без тени сомнения относят ее к списку небольшого числа судов, оказавших существенное влияние на развитие современного яхтостроения. А в 1971 году Carinthia V вообще производила эффект, сопоставимый с появлением космического корабля пришельцев. Безусловно, Хортен обладал незаурядными видением и смелостью, чтобы решиться претворить в жизнь столь смелый проект. Возможно, мы бы до сих пор восхищались именно этой яхтой, но радость от обладания судном продлилась недолго: во время круиза по Средиземному морю Carinthia V налетела на скалу и затонула в греческих водах. Перед Хортеном встал выбор: либо заниматься подъемом судна, а после ремонтировать его и приводить в порядок, что означало колоссальные затраты труда и времени; либо забыть о нем и построить другую яхту. Взвесив все за и против, к тому же будучи суеверным, Хортен посчитал, что лучше начать с нуля и построить новое судно.
Работы над ним велись в ускоренном темпе, и успешно продавший в 1972 большую часть своего бизнеса магнат уже в 1973 году получил от верфи Lurssen практически точную копию своей предыдущей яхты – близняшку Carinthia VI. Правда, на этот раз, учитывая печальную судьбу ее предшественницы, яхту оснастили водонепроницаемыми переборками, которые должны были спасти ее от затопления. Так началась славная история этой великолепной яхты, а Carinthia V «канула в Лету» – практически никто сейчас о ней и не вспоминает. Экстерьер яхты был создан не столь тогда известным дизайнером Джоном Банненбергом, и для своего времени это был необычайно смелый проект, поражающий футуристичным видом. Дизайнер, верфь и владелец каким-то образом смогли договориться и общими усилиями создать яхту, которая получила в наследство от Lurssen черты военных кораблей и при этом сохранила свой стильный вид. Светлая алюминиевая надстройка как бы парит над стальным корпусом, окрашенным в глубокий темно-синий цвет с «фирменным хортеновским» штрихом – золотой «галочкой» на носу. Полуводоиз- мещающий корпус в угоду скорости сделали длинным и худощавым – 9,36 метра в ширину. Банненберг постарался максимально избавить яхту от всего лишнего и сохранить чистоту ее линий – в результате появилась арка в кормовой части, там сейчас расположены купола спутникового оборудования. Интерьерами яхты по большей части занималась жена Хортена – Хейди. На современный вкус, они, может, и выглядели несколько аляповато, но для того времени пере- нести модный скандинавский стиль и узоры на яхту и создать на ней атмосферу домашнего уюта было непростой задачей, с которой Хейди честно справилась. Три дизельных двигателя MTU были расположены с учетом опти- мального распределения веса и позволяли Carinthia VI разгоняться до максимальной скорости почти в 30 узлов. На трех палубах яхты были предусмотрены все необходимые условия для размещения до 15 гостей и 17 членов экипажа. Carinthia VI долгие годы верой и правдой служила семейству Хортен, и на ней они совершили немало морских круизов, но после смерти Хортена в 1987 году вдова решилась продать яхту. Тем более на смену ей должна была вот-вот прийти более роскошная и масштабная 97-метровая преемница Carinthia VII, спроектированная Тимом Хейвудом. Carinthia VI приобрел итальянский бизнесмен Франческо Кальтаджироне, переименовавший ее в The One.В 1992 году яхта вернулась на верфь Lurssen, чтобы пройти серьезный рефит. Банненбергу был доверен редизайн интерьеров. Таким образом, яхта взяла от него еще больше, и с «домашними хортеновскими интерьерами» Джон церемониться не стал, переработав их более чем основательно. Вместо устаревших трех дизельных двигателей лодку оснастили двумя современными MTU 20V 538 TB93 мощностью 2330 л.с. каждый. Благодаря им The One смогла развивать максимальные 28 узлов и поддерживать крейсерские 20 узлов, а в экономичном режиме при скорости 15 узлов иметь запас хода более 4600 морских миль.
Кальтаджироне был в восторге. В его распоряжении оказалась мегаяхта с богатой историей и известным всему миру профилем, при этом с современными банненберговскими интерьерами и оснащенная техническими нововведениями вроде стабилизаторов качки и мультимедийного оборудования. Итальянский предприниматель с удовольствием сам исследовал на The One акваторию Средиземного моря и время от времени сдавал яхту в чартер, благо желающих под- няться на борт бывшей Carinthia VI было более чем предостаточно.
Возможно, The One до сих пор бы беспечно бороздила морские просторы, время от времени появляясь в рейтингах самых известных в мире яхт, но в январе 2016 из турецкой Marmaris Marina пришла шокирующая новость: яхта практически полностью уничтожена. По свидетельствам очевидцев, пожар вспыхнул внутри стоявшей у причала The One, быстро распространился, а затем и перекинулся на стоящую рядом моторную яхту Barbie. Пресса смаковала подробности инцидента и суммы ущерба. Стоимость Barbie оценивали в 15 млн фунтов стерлингов, в то время как по самым скромным подсчетам экс Carinthia VI оценивали в 22 млн. Впрочем, по словам некоторых экспертов, за «раннего Банненберга» можно было легко получить и вдвое больше.
Пока не известно, намерен ли владелец восстанавливать The One, но хочется надеяться, что он все же решится на возрождение легенды. Работы по восстановлению будут доверены исторической верфи, а дизайн – студии Bannenberg & Rowell Design, принадлежащей наследнику Банненберга, Дикки. В пользу того, что это все же будет сделано, говорит тот факт, что даже восстановленная в своем первозданном виде эта яхта станет украшением любой марины и, по мнению экспертов, практически не потеряет в стоимости. Ведь некогда авангардная яхта уже давно стала классикой.
Название: Carinthia VI, The One
Верфь: Lurssen
Год постройки: 1973
Экстерьер: Джон Банненберг
Интерьер: Хейди Хортен/ Джон Банненберг
Рефит: 1992 (Lurssen)
Длина: 70,68 м
Ширина: 9,36 м
Осадка: 2,92 м
Водоизмещение: 650 т
Палубы: 3
Тип корпуса: Полуводоизмещающий
Материал корпуса: Сталь
Материал надстройки: Алюминий
Двигатели: 2 х MTU 20V 538 TB93
Скорость (макс/ крейс/эконом): 28/20/15 узлов
Запас хода: 4606 морских миль
Пассажиры: 15
Экипаж: 17
Каюты: 7