Уж на что, казалось бы, не морская страна Швейцария, а вот яхт-клуб Société Nautique de Genève на Женевском озере вырастил в своей акватории победителей Кубка Америки. Давайте немного поближе познакомимся с домашней акваторией яхт-клуба – Женевским озером (Lac de Genève, для французов Lac Léman, по-немецки называется Genfersee) – благодаря которому Швейцария снискала известность яхтенной державы.
И в географии, и в истории водоема присутствует немало интересных, а то и курьезных фактов. Расположено озеро на высоте 372 м над уровнем моря, всего в 70 км от высочайшего пика Альпийской горной гряды Монблан. Длина составляет 72 км, наибольшая ширина 14 км, максимальная глубина 310 м, объем воды 89 км³ – это самый большой водоем в Альпах и второе по величине после Балатона озеро Западной Европы. Швейцарцы всерьез считают его морем: здесь есть приливы и отливы, вполне может разыграться шторм в пять баллов, а в пасмурную погоду противоположных берегов не видно и работают аж 22 маяка. Возле Монтре, где глубина достигает 310 метров от поверхности воды, устраивает погружения в батискафе клуб «Пикар», названный в честь того самого Огюста Пикара, что первым из землян поднялся в стратосферу на высоту 15 км – он, оказывается, и подводные аппараты строил, здесь их и испытывал. К слову, его сын Жак Пикар в 1960 году первым опустился в батискафе на дно Марианской впадины, на 11 км.
У Лемана даже есть связь с Мировым океаном: крупнейшая из питающих его рек Рона впадает в озеро, а затем восстанавливает свое русло и течет себе дальше, к Средиземному морю. Впрочем, попасть на ее судоходный участок непосредственно из Женевского озера невозможно, так как навигация начинается только от порта Лион, и то благодаря 13 шлюзам. Но главное, чем славится озеро – здешние ветры. Постоянные и довольно сильные, особенно зимой. Самым неприятным, да что там, попросту опасным считается так называемый биз – холодный северо-восточный ветер. Женевцы уверены, что он может вызывать у людей психическую неустойчивость, во всяком случае, местные судьи, вынося приговоры правонарушителям, нередко смягчают решение, если те совершили свои проступки в период, пока дул биз…
Центральная часть Женевского озера никогда не замерзает, поэтому навигация не прекращается круглый год. В прошлом оно служило водным путем для транспортировки древесины и различных товаров, сейчас сообщение стало преимущественно пассажирским: суда выполняют регулярные рейсы между городами Швейцарии и Франции, а также тематические круизы продолжительностью до нескольких часов.
А уж для парусного спорта, гребли, виндсерфинга и водных лыж и вовсе раздолье. Причем практиковать водные виды спорта здесь начали без малого двести лет назад. В XIX веке по всей Европе стремительно распространялись идеи национальных гимнастических движений – появилась знаменитая «французская гимнастика» (с градацией на гражданскую, военную, лечебную и сценическую/артистическую), потом немецкая, шведская и так далее. Эти системы, построенные на научных основах, по сути заложили базис современной физкультуры, призывая к повсеместному развитию здравоохранения и спорта.
Яхтинг в то время пропагандировался как один из лучших способов всесторонней физической подготовки. Разумеется, не тот яхтинг, где владелец шикарного парусника праздно сидит на палубе в кресле с бокалом шампанского – если судно и участвует в регате, то суетится команда. Теперь становилось модно самому быть спортсменом, собственноручно работать с парусами, обслуживать яхту, принимать участие в гонках и победы завоевывать тоже своими силами. Яхт-клубы начали появляться как грибы после дождя – к концу века они существовали уже не только по всей Европе, но и в Австралии, Америке, да практически каждом городе, имеющем доступ к морю.
Société Nautique de Genève (SNG), созданный в 1972 году, входит в число не просто старейших, но и престижнейших яхт-клубов мира (название можно перевести как «Мореходное (точнее, навигационное) общество Женевы»). Парусные яхты освоили эту акваторию еще в 1840-х годах, но все же главным формообразующим фактором при создании SNG была гребля, безумно в то время популярная. Впрочем, невзирая на разнообразие спортивных дисциплин, ассоциация женевских любителей активности на воде по традиции называлась яхт-клубом. Собственно парусная, а потом и водно-моторная секции (катера тоже постепенно входили в моду) были выделены в структуре сообщества только в 1903 году.
Четыре года спустя, в 1907-м, SNG становится единственным швейцарским яхт-клубом, признанным на международном уровне, и при создании IYRU (International Yacht Racing Union, в 1996 году переименован в ISAF, International Sailing Federation – Международную федерацию парусного спорта) получает статус полномочного представителя этого органа в Швейцарии. Первое олимпийское «золото» члены SNG завоевали в 1924 году на играх в Париже в академической гребле (двойка с рулевым). К 1933 году SNG отстроил в заливчике Порт-Нуар собственную базу, обзаведясь ангарами (отдельными для гребных, парусных и моторных судов), инфраструктурой (включая гардеробные и душевые) и клубным домом с превосходной террасой для отдыха и даже читальным залом. С 1939-го начал проводить клубную регату Bol d’Or («Золотая чаша») – между прочим, одну из самых значимых мировых регат, проводящихся в закрытом бассейне – на старте бывало до 600 вымпелов. Стоит ли удивляться, что в 2000 году Société Nautique de Genève подало заявку на участие в регате America’s Cup, чтобы в качестве челленджера побороться за кубок, который является пределом мечтаний для любого профессионального яхтсмена? Скажем прямо, как серьезных соперников их никто не воспринимал.
Однако на следующей регате, в 2003 году, произошло нечто невиданное – швейцарская команда Alinghi выиграла заветный трофей! Причем обошла новозеландцев, самую яхтенную нацию, которая с морем и океаном буквально на «ты». Кубок впервые вернулся в Европу через 152 года своего существования. Эрнесто Бертарелли, возглавлявший швейцарский синдикат, построил и тестировал кубковый парусник именно на Женевском озере. По правилам следующая регата должна была проводиться в стране-победительнице, но поскольку Швейцария, не имея морских границ, принять ее у себя не могла, она получила право выбрать порт – им стала испанская Валенсия….Где в 2007 году Alinghi продублировала свой триумф, снова победив новозеландцев, теперь уже со счетом 5:2. Страна гор, сыра и часов сумела вырастить третью в истории команду, которой удалось два раза подряд выиграть Кубок Америки.
Добавим, что ультрасовременный 90-футовый катамаран Alinghi (высота мачты свыше 50 м, площадь одного только грота 600 м²) для розыгрыша кубка 2010 года тоже строился на Женевском озере, в городе Вильнев. Правда, для обкатки такого гиганта домашнее «море» было уже тесновато, поэтому яхту разоружили и перенесли в Средиземное по воздуху через Альпы, зафрахтовав самый грузоподъемный в мире российский вертолет Ми-26. Удержать трофей в тот раз швейцарцам не удалось, но они и так уже вошли в яхтенную историю как сенсация. Сейчас, кстати, команда Alinghi вполне успешно выступает в гонках Extreme Sailing Series, продолжая тренироваться на рейде Женевы.
А яхт-клуб растет. Местные власти начали проект реновации, объединив набережную Гюстав-Адор с пляжем Бэби-Бич и заливом Порт-Нуар, чтобы сделать единую курортную зону. Société Nautique de Genève расширит причалы, получит дополнительные понтоны, а к территории, которую оно занимает сейчас, добавят искусственный полуостров, где оборудуют пляж и даже оставят часть берега в «диком» виде с зарослями камыша, чтобы там смогли гнездиться озерные птицы. Завершение проекта Eaux-Vives и торжественное открытие намечено на 2019 год.