На выставке Monaco Yacht Show верфь Lloydwerft, спустившая в этом году 140-метровую экспедиционную яхту Solaris, а ранее построившая знаменитую 115-метровую яхту Luna, представила концепт нового 115-метрового судна APEX. И это снова эксплорер.
Немецкий дизайнер Франк Неубельт, спроектировавший Luna, объяснил «Лодке»причины увлечения большими экспедиционными судами в наши дни.
Франк, бытует мнение, что построить действительно комфортабельное экспедиционное судно очень сложно? Так ли это?
Дело в том, что когда строишь настоящее экспедиционное судно, приходится отказываться от жилых помещений в пользу технических зон. Если у обычной 80–90-метровой яхты две трети пространства используется под жилые помещения, в случае с надежным и вездеходным судном остается только половина. Заказчикам же нужны достойные жилые помещения на борту: просторные салоны, домашние кинотеатры, комфортабельные каюты. Они хотят взять с собой на край света качество жизни, к которому привыкли на суше и в Средиземноморье. А если на борту владельцы яхты, десять гостей и 22 члена экипажа, то это почти 40 человек, которым нужно пропитание, вода, хранилище для сточных вод и отходов, ведь нигде ничего не выбросишь. Приходится с этим считаться и чем-то жертвовать.
Яхты становятся для своих владельцев вторым, если не первым домом. И многие верфи это чувствуют и трудятся над тем, чтобы сделать самое интересное предложение.
Но классические суперъяхты тоже могут обойти вокруг света, зачем чем-то жертвовать?
Конечно, достойная яхта с корпусом свыше 80 м, даже если она не называется эксплорером, может уйти на Аляску или к островам Лофотен. Разница лишь в том, что эксплорер как правило подготовлен к встрече со льдами, то есть может уходить ближе к полюсам. И несет на себе разнообразное оборудование. С одним бассейном и двумя тендерами на борту любой яхты быстро станет скучно. Отсюда и возможностей на эксплорерах куда больше: смотрите, какие великолепные инженерные решения сегодня у тех, кто хочет на борту подводную лодку. Я сам погружался на U-boat Worx и был в восторге. Можно погрузиться в темноту на 200 м и при этом быть в абсолютной безопасности.
Что еще, как вам кажется, повлияло на нынешнее увлечение большими эксплорерами?
Заказчики сегодня другие. Они не только оставляют место для комфорта и отдыха на борту судна, но и дают ученым со всего мира возможность участвовать в своих экспедициях. Им не безразлична планета и они хотят улучшить текущую ситуацию, внести свой вклад. Мой друг Эспен (Оэйно – Прим. ред) как раз занимается одним из таких судов сегодня. Вы наверняка слышали о REV.
Так по вашему просто время пришло? 10 лет назад индустрия к таким яхтам была не готова?
В начале 2000-х мы спроектировали похожую на REV яхту — Shining. Она была для одного российского клиента, назовем его Миша. Мы планировали остаться в пределах 100 м как из соображений маневренности, так и из соображений стоимости содержания. Это была многофункциональная экспедиционная яхта, на борту которой можно было нести 40-футовые контейнеры, которые бы наполнялись необходимым оборудованием под каждое новое путешествие, а ненужные бы хранились в стратегически важной точке Средиземноморья. Проект не заглох и я надеюсь, что мы к нему в нынешних условиях вернемся.
Вы намекаете на изменившиеся в связи с коронавирусом условия жизни?
Да, и поэтому тоже. Мысль, что яхта — это своеобразное каноэ, на котором можно, если что, спастись, наверняка пришла многим именно в связи с вирусом. Но и без вируса уже стало понятно, что сегодня не важно, где вы находитесь, вы можете работать издалека. Отсюда и столько просторных кабинетов на борту современных яхт. Яхты все реже строятся с целью кого-то впечатлить. Они становятся для своих владельцев вторым, если не первым домом. И многие верфи это чувствуют и трудятся над тем, чтобы сделать самое интересное предложение.
На яхте есть наиболее безопасные зоны — как правило на миделе, чуть ближе к носовой части. Именно здесь движение на волнах мягкое и, если вас часто укачивает, комфортнее всего должно быть здесь.
Смещенная к носу надстройка уже стала символом эксплореров. Считается , что такие суда обладают выдающимися мореходными качествами, на них действительно не страшно выйти в шторм?
Многие полагают, что если сместить надстройку к носу, яхта автоматически станет более безопасной. Но это не совсем так. Смещенная к носу надстройка — это результат влияния судов снабжения на яхтенный дизайн. Так выглядят в основном корабли, доставляющие оборудование на нефтяные платформы и ветрогенераторы. Это у них большая свободная корма, на которой можно перевозить все необходимые грузы. Я пару раз выходил на таком судне снабжения к ветрогенераторам, установленным в Северном море. Волны были 7 м и выше. А мы на мостике, или в одном из внутренних помещений. И, клянусь, перегрузка была больше 1 g. Комфортно? Ничуть! По этой же причине не надо брать пример с рыболовецких судов, ведь рыбакам не привыкать к волнению на море, а вот вам может быть некомфортно.
Что еще важно знать?
На яхте есть наиболее безопасные зоны — как правило на миделе, чуть ближе к носовой части. Именно здесь движение на волнах мягкое и, если вас часто укачивает, комфортнее всего должно быть здесь. Но в принципе важно все: качество строительства, морская архитектура, оборудование яхты.
А инновации?
Многие верфи и дизайнеры в погоне за инновационностью забывают о том, что в море приоритет у характеристик, проверенных временем. На клиента нужно выходить с чем-то, что гарантировало работает, а не просто с красивой идеей. Я всегда буду с восхищением смотреть на такие суда как Octopus и Senses Мартина Фрэнсиса, Le Grand Bleu и все, что проектируют Kusch Yachts. Эти яхты новаторские, но при этом их создатели играют по правилам.
Кстати, о 113-метровой Le Grand Bleu. Она ведь как старшая сестра для вашей Luna…
Да, когда мы выиграли тендер на строительство экспедиционной яхты Luna для одного из самых требовательных яхтовладельцев в мире, его представитель попросил меня создать улучшенную версию уже имеющейся у заказчика Le Grand Bleu. Eclipse в это время только строилась в доках Blohm + Voss. И у нас было полгода, чтобы спроектировать Luna и передать ее раньше, чем Eclipse. Я выяснил, что яхта будет предназначена для легких и приятных дальних круизов в компании друзей. Le Grand Bleu же была намного более техничной, функциональной, несущей на себе игрушки и оборудование. Ну я и осмелился спросить: «Вам действительно нужна 21-метровая яхта на корме как у Le Grand Bleu?» В ответ услышал: «Не знаю. Вообще-то да, ведь на ней можно дойти до ресторана». Я не испугался: «Но ведь у вас есть два тендера. Почему бы на месте яхты не устроить пляжный клуб и не установить самый большой бассейн из возможных. Места для тендеров и игрушек под этим пространством будет предостаточно!» Заказчик оказался не против, просто попросил не трогать его каюту.
Знаменитый гигантский бассейн и пляжный клуб с двумя откидными террасами по каждому борту…
Да-да. И гараж: в нем мы спрятали все игрушки и никто не мог сказать, сколько их на борту и какие они. Кстати, мы во многом сократили жилое пространство на борту. Я бы сказал, на борту Luna его в три раза меньше, чем на борту Eclipse.
Мастер-сьют не тронули?
Нет конечно! Он расположен ровно в центре так, чтобы и продольная, и поперечная качка ощущались по минимуму. Мы предложили дизель-электрическую силовую установку, которая бы позволяла тихо и верно доходить до точки назначения. Корпус был изготовлен из отличной крепкой стали. Яхта, если я не ошибаюсь, три раза обошла вокруг света. И стала если не иконой стиля, то уж точно очень узнаваемым эксплорером. И это при том, что она во многом была построена по стандартам красоты коммерческих судов, а не суперъяхт.
После Luna вас настигла слава и к вам стали обращаться те, кто хочет построить что-то подобное?
Не совсем так. Как я уже сказал, то были совершенно другие времена. И заказчики еще не были уверены в том, что владение таким типом судов может приносить удовольствие и иметь смысл. Это сегодня эксплореры в моде.
Как вам кажется, нынешнее увлечение эксплорерами перерастет в нечто большее?
Не думаю. Людей, которым это интересно, по-прежнему не так уж много. Просто чуть больше, чем раньше.