Применительно к моторным судам небольшого размера как любителями, так и профессионалами порой употребляется термин «Ранэбаут» (англ. Runabout). Транслитерация «runabout» с английского на русский часто искажается до фантасмагоричных «ранбот», «ранбут» и прочих производных, но суть не в этом, а в том, чтобы попытаться разобраться, что собой представляют лодки-ранэбауты. И заодно понять, а стоит ли и, если да, то в каком контексте употреблять этот термин.
Самое очевидный пример употребления, когда слово «ранэбаут» является частью названия модели – Runabout 755 от Jeanneau Boats или Chris-Craft Deluxe Runabout. Некоторые верфи обозначали так целые линейки (иногда категории) производимых ими судов, но подобные примеры остались в прошлом – сегодня редкая верфь на это решится. Связано это с очень общим современным значением, неоднозначностью и «размытостью» употребления термина «ранэбаут», который в нынешнем английском часто трактуется просто как «катер» или «моторная лодка», то есть прогулочное судно небольшого размера.
Трансформация ранэбаутов
Чтобы понять, откуда возник термин «ранэбаут», необходимо немного окунуться в историю. Считается, что лодки-ранэбауты как класс появились в начале XX века в США, а если точнее, то в начале 1920-хх. И нет, это не были первые моторные лодки, которые уже существовали в то время, но подход как к строительству, так и «философии» ранэбаутов был принципиально иным.
История гласит, что своим возникновением эта категория судов обязана американскому изобретателю, дизайнеру и первопроходцу в морской архитектуре Джону Людвигу Хакеру (John Ludwig Hacker) – в простонародье Джону Элу. Первые его эксперименты начались еще в начале ХХ века и были связаны с тем, чтобы сделать моторные суда быстрыми. Дело в том, что в то время они по большей части передвигались в водоизмещающем режиме, то есть «расталкивали» воду. Джон же хотел добиться того, чтобы суда могли выходить на глиссирование, что тогда считалось неприемлемым и небезопасным. Он обратил внимание на узкую и длинную форму корпуса каноэ и решил задействовать ее при строительстве своей первой тестовой 9,1-метровой лодки. Проблемы, которые ему предстояло решить – «проседание» корпуса в начале движения (этот эффект хорошо знаком всем, кто пробовал грести на весельной лодке) и контроль над судном при глиссировании. В результате его экспериментов и появилась та самая V-образная форма дна (корпуса лодки), которая повсеместно используется и по сей день.
Испытания прошли успешно и за опытным образцом появились первые модели, которые Хакер окрестил «ранэбаутами» за их схожесть с популярными в то время одноименными открытыми автомобилями без дверей, ветрового стекла, жесткой крыши и с одним рядом сидений. Кстати, ранэбаутами до сих пор порой называют и некоторые автомобили – в основном малолитражки, реже кабриолеты.
Расцвет лодок-ранэбаутов пришелся на послевоенные годы, то есть на середину XX века. Автогонки стали популярным увлечением среди состоятельных людей, которые также были не прочь утолить жажду скорости и на воде. Тем более, что пресса того времени с восторгом сообщала об очередном установленном (побитом) рекорде скорости и смаковала подробности.
Первые экземпляры лодок-ранэбаутов делались из дерева, причем дуб использовался для каркаса, а красное дерево для обшивки корпусов и отделки. Один или два ряда обитых кожей сидений, блестящие элементы из металла, лакированное дерево, небольшое ветровое стекло как на открытом гоночном автомобиле и мощная кормовая часть, где размещался громогласный движок, – все это мгновенно стало необычайно популярным сначала на озерах и реках США, а после и в Европе. Hacker Boat Company и Chris-Craft в США, а в конце 1950-хх подхвативший и развивший их идеи итальянец Карло Рива создали имя ранэбаутам, на которых рассекали водные глади магнаты, члены королевских семей и представители богемы. Подтверждение тому – недавно проведенный аукцион, на который был выставлен ранэбаут Albatross MkIII Super Sports Runabout 1956 года, на протяжении более чем 30 лет принадлежавший герцогу Эдинбургскому принцу Филиппу, супругу королевы Елизаветы II.
По обе стороны океана каждая верфь стремилась привнести что-то свое в конструкцию ранэбаутов. Вносились декоративные и структурные изменения, проводились эксперименты с различными материалами. В послевоенные годы высвободилось много алюминия, начались эксперименты со стекловолокном, а позже и со стеклопластиком. Постепенно деревянные ранэбауты стали сравни раритетным дорогостоящим автомобилям – те же ранэбауты Riva до сих пор являются одной из неотъемлемых составляющих dolce vita. Но вскоре началось «размытие» категории, на которую оказало влияние массовое производство моторных лодок из более дешевых материалов. Они были доступнее для покупателя, к тому же их производством занимались уже множество верфей по обе стороны океана, стремившихся угодить запросам клиентов.
Если ранэбауты по сути были просто небольшими прогулочными судами, на которых можно было погонять по рекам и озерам и иногда потаскать какого-нибудь любителя водных лыж, то со временем их конструкция, планировка и предназначение сильно усложнились. Это привело к тому, что сегодня к ранэбаутам причисляют и боурайдеры, и дек-боуты, и лодки с центральной консолью, и буксировщики, и круизеры и еще множество других типов судов. Единства нет, поэтому один называет ранэбаутами те самые классические деревянные лодки, другой считает, что все открытые катера можно называть ранэбаутами, а третий вообще будет отрицать само существование такой категории (типа) судов. Самое удивительное, что в общем-то все они будут правы.
Размер ранэбаутов
Большинство профессионалов сходятся во мнении, что современные ранэбауты – это небольшие моторные лодки длиной по большей части от 3 до 6 метров (10-20 футов). Естественно, это не строгое правило и длина их порой может достигать и 10 метров, но это скорее исключение. В целом же большинство лодок укладывается в вышеобозначенные размеры, что прежде всего связано с удобством их хранения и использования, а также перевозки на прицепе.
Предназначение ранэбаутов
Как и в автомобильной индустрии, которая начиналась с пары-тройки типов кузовов, а сейчас предлагает их великое множество, современные ранэбауты также шагнули вперед по пути усложнения и разнообразия. Они могут довольно сильно отличаться друг от друга как по внешнему виду, так и своему предназначению, если речь не идет о классике. Но основная их задача – все-таки обеспечить комфортный отдых на воде и возможность перевозки владельца и его гостей из пункта A в пункт B. Опять же, порой в современном понимании под термином «ранэбаут» понимается универсальность и многофункциональность использования лодки. На ней можно прокатиться с ветерком, порыбачить и использовать ее для развлечений на воде и/или водных видов спорта. Конечно, она будет проигрывать по многим параметрам заточенным под конкретные задачи судам, но если вы не заядлый рыбак или спортсмен, а просто хотите отдыхать на воде со своей семьей, то «ранэбаут» – то, что нужно. Кстати, подобные лодки сегодня повсеместно используются в качестве тендеров для суперъяхты, позволяющих доставить владельца с судна на берег и обратно. Помните финальные кадры фильма «В джазе только девушки»? Там жених Дафны миллионер Осгуд Филдинг как раз увозит беглецов на свою яхту на классическом ранэбауте.
Моторы ранэбаутов
В основном это стационарные моторы как на первых ранэбаутах, которые позволяют расположить купальную платформу на транце, а также не доставляют много хлопот в обслуживании из-за часто схожей с автомобильными двигателями конструкции. Традиционно приводы были на валы, но сейчас используются колонки, а порой и водометы. Впрочем, рост популярности и дешевизна, удобство использования, а также возможность освободить дополнительное пространство на корме со временем сделали востребованными подвесные моторы. Так что на ранэбауты могут устанавливаться совершенно разные типы двигателей, использующих как бензин, так и дизельное топливо, а иногда даже и электромоторы.
Особенности ранэбаутов
Частично некоторые «родовые признаки» ранэбаутов уже были упомянуты, так что суммируем их и расскажем о других. Итак, во-первых, это моторные лодки небольшого размера. Во-вторых, у них нет жесткой крыши – это открытые суда, хотя порой на них и устанавливаются различные тенты и мягкие раскладные крыши. В-третьих, это отсутствие каюты – все действие здесь происходит на одной единственной палубе. Ну и, наконец, универсальность использования и предназначения ранэбаутов. Важно упомянуть, что если изначально ранэбауты можно было встретить на реках и озерах, то сегодня они выбрались и в море, где часто используются в хорошую погоду для развлечений и отдыха в прибрежных водах, а также для быстрых перемещений между близлежащими населенными пунктами.
Стоит ли употреблять термин «ранэбаут»?
На этот вопрос ответить не так-то просто. С одной стороны, это точно возможно применительно к тем лодкам, которые долгое время выпускали множество верфей по всему миру. Например, в разговоре о классических ранэбаутах это будет вполне уместно как для обозначения конкретной модели, так и типа в целом. С другой стороны, ни одна верфь в мире сегодня не выпускает ранэбауты, поскольку в современном понимании это очень общее название, объединяющее множество разных типов лодок. Скорее всего, ваш собеседник не поймет, имеете ли вы в виду боурайдер или лодку с центральной консолью или какую-то другую. Лодки, которые по своим характеристикам похожи на ранэбауты, нынче чаще всего причисляют просто к открытому типу. Выпускает подобные суда сегодня множество верфей вроде Riva, Bayliner, Jeanneau, Regal, Sea Ray, Chaparral, Chris-Craft и других. Обладая признаками ранэбаутов, они являются ими скорее по духу, чем по типу. И в этом-то, наверное, и кроется вся сложность современного употребления этого термина. Ранэбаут сегодня – это скорее «философия» лодки, а не ее тип.