В описаниях некоторых яхт и суперъяхт длиной от 24 до 40 метров иногда встречается словосочетание «приподнятая рулевая рубка» или, в английском варианте, raised pilothouse (RPH). Давайте разберемся, что это такое, зачем кому-то и куда именно понадобилось поднимать рулевую рубку и выигрывают или страдают от подобного «размещения» капитаны…
Наверное, для того, чтобы понять саму суть идеи приподнятой рулевой рубки, стоит для начала представить себе обычную флайбриджную яхту длиной 15-20 метров. Традиционная планировка такой яхты предполагает основной пост управления на главной палубе и дополнительный верхний пост на флайбридже. Из-за небольших размеров лодки, гостям и команде чаще всего приходится мириться с существованием друг друга. В крайнем случае, капитана можно отправить «рулить» на флайбридж или, наоборот, самим обосноваться там, а его оставить на основном посту. Часто этой проблемы вообще не возникает, если владельцы сами управляют своей яхтой.
А теперь давайте представим суперъяхту свыше 50 метров. Владельцы подобного судна вряд ли будут управлять им самостоятельно – для этого им нужен опытный капитан и команда, которая будет обслуживать яхту. Опять же, на судне такого размера уже трудно представить, что гости отдыхают совместно с командой и постоянно пересекаются друг с другом. Наоборот, одна из основных задач дизайнеров на больших суперъяхтах – разделение гостевых и служебных помещений и проходов. То есть суперъяхты продумываются таким образом, чтобы развести зоны и перемещение гостей и экипажа, сделать так, чтобы одним не мешали работать, а другим отдыхать. Именно поэтому на крупных суперъяхтах чаще всего есть бридждек (мостиковая палуба), где расположена рулевая рубка или под нее выделено отдельное место, например, на верхней палубе. В силу размеров внешний верхний пост управления, как на упомянутых ранее флайбриджных яхтах, отсутствует за ненадобностью. Место флайбриджа здесь уже занимает отданный в распоряжение гостей сандек с бассейнами, зонами отдыха и лежаками для загорания.
По понятным причинам находящиеся «посередине», то есть яхты размером 25-40 метров, имеют куда больше «возможностей» и пространства, чем флайбриджные яхты, но меньше, чем суперъяхты свыше 50 метров. Здесь еще можно встретить внешний пост управления на флайбридже, а основной располагается либо на главной палубе, либо на верхней. И вот тут-то как раз и возникают проблемы, ведь владельцы уже не готовы «мириться» с постоянным присутствием команды и отдавать в их распоряжение самые «лакомые» зоны, но размеры пока еще не позволяют сделать отдельную мостиковую палубу и развести трафик гостей и экипажа. Кроме того, на яхтах около 30 метров расположение мастер-каюты в носовой части главной палубы уже является приоритетным, так что, как говорится, пост здесь неуместен. Вот тут-то дизайнеры и вспомнили о приподнятой рулевой рубке или raised pilothouse, которая размещена «на полпути» между главной палубой и флайбриджем. В буквальном смысле посередине между этими уровнями.
Такое расположение имеет ряд очевидных преимуществ. Так капитаны получают свое собственное закрытое помещение, куда посторонним без приглашения вход воспрещен. Они могут, не беспокоя гостей, перемещаться между основным и верхним постом управления, так как они, как правило, соединены проходом.
Подобное размещение открывает отличный обзор с поста управления и дает возможность организовать перемещение команды по судну без посягательств на гостевые зоны. С точки зрения гостей, они получают всю главную палубу в свое распоряжение. В носовой части можно обустроить мастер-каюту или, например, как любят американцы, кухню. Проблема с тем, что рулевая рубка на полпалубы выше съедает высоту потолков как правило решается размещением под ней лестницы или технических помещений для которых высота потолков не так важна. А смещение приподнятой рулевой рубки к одному из бортов позволяет сохранить высоту потолка во внутреннем проходе в носовую часть. Безусловно дизайнерам и владельцам важна и визуальная часть – то как органично вписывается в экстерьер лодки приподнятая рулевая рубка. Она не нарушает общей гармонии линий профиля и если не знаешь о ее наличии, то кажется, что этого «межпалубного» уровня между флайбриджем и главной палубой и вовсе нет. Впрочем, пожалуй, основное преимущество для владельцев – то, что они получают интерьерные пространства и планировки как на настоящей суперъяхте куда большего размера.
Когда появились первые суда такого типа и кто их впервые спроектировал сейчас уже никто не скажет, но доподлинно известно, что еще в 50-ых годах прошлого века они уже существовали. Конечно, причины для появления приподнятых рулевых рубок были совсем иными, чем сейчас – тогда таким образом решали проблему огромных машинных отделений, занимающих большую часть нижней палубы и высоты потолков на этом уровне. Одна из версий гласит, что своим появлением приподнятые рулевые рубки обязаны сначала повозкам, а потом и автомобилям типа ландо, в которых кучер-водитель сидит отдельно и иногда выше, чем пассажиры. Совмещение открытого и приподнятого по уровню «поста управления» с традиционной рулевой рубкой позволило создать первые raised pilothouse.
Со временем оборудование стало более компактным и сместилось в кормовую часть, освободив место на нижней палубе, но появились гаражи для тендеров, пляжные клубы, современное оборудование, все еще было необходимо место для размещения гостевых кают и зон для экипажа, так что приподнятые рулевые рубки прижились за счет того, что дают возможность получить больше пространства на борту.
Яхты с приподнятыми рулевыми рубками строят такие верфи как Sunseeker, Azimut Yachts, Sanlorenzo, Van der Valk, Mulder и другие. С точки зрения многих яхтенных дизайнеров, это идеальное решение в размере 24-34 метра.