Skip to main content

Дизайнер Игорь Лобанов не из тех, кто любит обращать все внимание на себя. Но 110-метровая мегаяхта Jubilee, строительство которой было завершено по его проекту, внимание на себя точно обратила. Поскольку студия Lobanov Yacht Design была создана ровно 10 лет назад, можно смело говорить, что этот год у Игоря юбилейный.

 

Сложность работы любой студии яхтенного дизайна в том, что заказчики приходят и уходят, меняются их мечты и планы на жизнь, отрисовываются все новые и новые яхты и многое, даже очень многое делается в стол. Впрочем, все это не проходит даром — окупается именно такими состоявшимися проектами, как 110-метровая Jubilee, построенная на нидерландской верфи Oceanco.

«Конечно, начинаешь гордиться собой, когда видишь, что идешь в том направлении, в котором еще никто не думал идти, — отмечает Игорь. — Я прекрасно понимаю, что не только мы, но и верфь вместе с нами вышла на другой уровень. Посмотрите: в интерьере Jubilee потолки цельные, без панелей, как на остальных яхтах. И спотов, этих спотов, встроенных в потолок и светящих вниз, тоже нет. Потолок у Jubilee — целиком зашитый металл, освещение на нем — только LED-полоски. И это лишь один из аспектов новизны».

На Monaco Yacht Show Awards Oceanco Jubilee взяла две награды — за лучший дизайн экстерьера яхты и как лучшая новая яхта. В сентябре 2013 года Игорь уже держал в руках премию за лучшую яхту. То была награда World Yacht Trophies за Oceanco Y708 (именуемая сегодня Amore Vero, а ранее известная как St. Princess Olga, прим. ред.). Ощущения сейчас, по словам Игоря, совершенно другие: «Я тогда был как будто пьяным, только без алкоголя, эффект держался дня два. Сейчас же хватило на вечер. А на утро после вручения наград уже было спокойствие».

На выставке Monaco Yacht Show в этом году было видно, что у первой яхты, построенной по проекту Lobanov Yacht Design85-метровой Oceanco Y708, огромный пул поклонников. В конце выставочной недели она стояла на якоре неподалеку от Port Hercule. К ней приближались на тендерах, ее фотографировали и признавались в своих блогах и аккаунтах в том, что вот она самая любимая и знаковая яхта. Судно это крайне секретное, оно в разговоре с Игорем Лобановым всегда будет 708-м, без имени. «Это великолепная яхта, и она могла бы получить намного больше наград. Не получила лишь потому, что подача заявок и участие в конкурсах не было приоритетом. А жюри World Yacht Trophies тогда сами, по собственному желанию доехали до Ла Специи, посмотрели яхту (снаружи, конечно, внутрь их никто бы не пустил) и решили отметить ее в категории «Лучший дизайн яхты в размере более 50 м», — делится Игорь. Вопрос о том, какие яхты останутся в памяти и истории, — на подкорке у всех увлеченных темой. Может быть, вот он и ответ: Y708.

Если писателя характеризует его набор слов, ход мысли, то дизайнера — линии, их изгибы и пересечения: «Jubilee, как я считаю, на фоне остальных яхт выделяет откровенное использование приемов современной архитектуры. Яхта ведь, будь она маленькая или большая, по сути игрушка, так почему ей не выглядеть лучше? На примере Jubilee мы добавили в привычный дизайн яхт игру плоскостей, игру слоев. В Oceanco Y708 по мне так явно считывается влияние автомобильного дизайна. Я смотрел на автомобили, на их поверхности и ребра. А тут нам стало вдруг интересно, почему, собственно, раньше архитектурный дизайн не оказывал никакого влияния на яхты?»

Если задуматься, и правда, яхты никогда не проектировались как дома, как здания. Никто к яхтам из индустрии и не хочет относиться таким образом. Наоборот, тем клиентам, что купили первую яхту, все пытаются популярно объяснить: в плане оформления интерьера и содержания нельзя относиться к ней как к летней резиденции. Проводить параллели между Oceanco Jubilee и какими-то конкретными стилями и зданиями Игорь отказывается. Но произносит одно имя — Заха Хадид: «Она ведь сдвинула архитектуру в какую-то невероятную плоскость. Мы подумали, почему бы не сдвинуть и дизайн яхты также в новую плоскость? Безусловно, Jubilee привлекает многих своим экстерьером. Интерьер может нравиться или не нравиться, он создавался под определенного клиента. Но я не вижу никакой проблемы — стиль этого интерьера кардинально изменить совсем не сложно».

 

Яхта ведь, будь она маленькая или большая, по сути игрушка, так почему ей не выглядеть лучше?

Сейчас Jubilee выставлена на продажу компанией Burgess. Обычно на поиск подходящего клиента для яхты такого масштаба уходит год.
«Она уже один раз была продана, может быть продана и еще раз. Естественно, мы не знаем ее судьбу. Возможно, новый владелец придет, все переделает и перекрасит, от нас уже ничего не зависит. Я с удовольствием поучаствую во внесении изменений, если меня пригласят. Но повлияет ли на меня факт ее ранней или поздней продажи? Не думаю. Jubilee уже успела оказать на меня свое огромное влияние».

Говорить о Jubilee с Игорем слишком много не хочется, ведь у Lobanov Yacht Design масса интересных и блестящих проектов. Со смелыми силуэтами и хитросплетениями в надстройке. Но говорить о новых и текущих проектах Игорь не имеет права. Правда, творческие процессы обсуждать никто не запрещает: «Во время работы над яхтами мой телефон на авиарежиме. В воздухе или тишина, или хорошая музыка. В зависимости от того, чем занимаюсь, могу сосредоточиться и под AC/DC, и под Моцарта или Шопена».

На данный момент в студии Lobanov Yacht Design работает семь человек. Главный союзник — жена Юлия, дизайнер интерьера. Ее вклад в студийную работу огромен: «Всю мебель для открытых палуб, все люстры, колонны для Jubilee придумала и сделала она. И эти паттерны на потолке — паттерны общей площадью 100 кв. м — до нас никто этим не занимался. А тут специальный, очень современный узор, высокие технологии для воплощения всего этого в жизнь. Мы просто понимали, что яхта создается для представителя исламской культуры и потолок надо раскрашивать, никуда от этого не деться. Юля на обеих наших яхтах занималась интерьерами и планировкой всех палуб. Я участвовал основными блоками, а она уже шла дальше: диваны, кровати… Знаете, она невероятно быстро умеет собирать пространство, визуализировать».

«Да, я работаю с женой. И это удивительное ощущение, ведь мы на одной волне».

Кому-то может показаться, что работа дизайнера заканчивается на эскизе, на подготовке чертежей и попалубных планов. А дальше — верфь. Но нет. «Вообще очень много итераций в нашей работе, — замечает Игорь. — Верфь, субподрядчики, представители, участники процесса — все задают вопросы, всем на эти вопросы нужно ответить. Потом, когда все становится более-менее ясно, начинается подгонка технологий. Ведь, как вы понимаете, у каждой верфи свои технологии и свои решения. А мы к ним приходим и начинаем уговаривать: «а давайте вот это сделаем по новым технологиям. Когда на рынке появляется новое решение, узнают об этом все. Просто дизайнер по природе своей хочет внедрить что-нибудь новое, а верфи, наоборот, несут большую ответственность перед собой и перед клиентом».

В век неожиданных коллабораций между брендами Игорь не готов взяться за дизайн солнечных очков или кроссовок с линиями, напоминающими яхту Jubilee: «Только если это будет очень интересное финансовое предложение. Вот честно, меня меньше всего интересует перенесение дизайнерского приема и элемента из одной среды в другую. Видели диван, нарисованный Mazda? Гладкий, без морщинок, как автомобиль, не имеющий ничего общего с мебелью, какой она должна быть. Мало кому удается срастить два понятия, две среды — тут уж нужно очень постараться».

А как же новый катер Aston Martin, представленный на Cannes Yachting Festival?

«Да, вот это хорошо! С небольшими лодками в этом плане проще, но тоже удается далеко не всем. Aston Martin сделали не машину, и слава богу!» — иронизирует Игорь.
Он пришел в яхтенный дизайн из автомобильного. Именно этому он учился в Италии и Великобритании после окончания факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. «Я был в Москве только после прохождения практики на Volkswagen. То был хороший опыт в отделе экстерьерного дизайна, практика даже оплачивалась. Но я четко понимал, что в этом месте оставаться не хочу. Я искал работу, и случайная встреча привела меня в яхтенный дизайн», — вспоминает Игорь.

Это было знакомство с Андреем Мельниченко, может быть, самым смелым из яхтовладельцев на сегодняшний день. Игорь стал его представителем на проекте 119-метровой яхты Blohm+Voss A. Не дизайнером, представителем. Простое и запоминающееся название предложил как раз Игорь. И придумал логотип, который сегодня можно увидеть на новой 143-метровой парусной Nobiskrug А. Игорь тогда попал в самую гущу событий и к автомобилям так и не вернулся.

Многим очень хочется видеть в Игоре простого русского парня, которому удалось то, что еще никому из русских не удавалось. Но видит ли себя таким он сам?
«Конечно, вижу. Я, действительно, простой парень из башкирского города. Советский пионер, — смеется он. — Изменилась ли при этом моя жизнь после появления на свет Jubilee? Ну а с чего ей меняться! Да, внимания и от прессы, и от заказчиков стало больше. Но мы же знали, на что шли, создавая эту яхту», — говорит он с абсолютной уверенностью в себе и в собственном будущем.

Текст: Анастасия Романова
Фото: Oceanco/Burgess, из личного архива И.Лобанова