Skip to main content

В рамках Monaco Yacht Show состоится премьера яхты 55-метровой яхты Alia Yachts  Al Waab II. Экстерьер и интерьер новинки спроектированы нидерландской студией Vripack.

С Юстом Мертенсом, представителем этой самобытной и инновационной студии яхтенного дизайна, интересно говорить о будущем. А все потому, что его слова – не просто мнение или фантазия, но результат глубочайшего анализа на прочность современных яхтенных трендов.

Юст, вы принимаете активное участие во VriThink уникальном процессе выявления трендов в яхтенной индустрии. Что это такое? 

Мне кажется, я занимаюсь этим уже лет восемь. Я был в команде, когда мы начали наши прогулки по трендам – так мы их называем. Выбирали важные культурные события и города и начинали размышлять об эффекте, который они оказывают на яхтовладельцев, ведь они, точно так же как и мы, возвращаются под впечатлением от других городов и стран, от мощных культурных событий и современных явлений. Мы живем в переходную эпоху; мы и так-то постоянно занимались тем, что заново определялись с ценностями, а коронавирус в этом только помог. Мы начинаем совершенно иначе смотреть на то, как используем природные ресурсы и чему можем поучиться у природы.

Вы уже лет десять работаете во Vripack?

Скоро 12. Во Vripack я попал со студенческой скамьи, прошел практику в студии и после университета остался. До этого я по большей части ходил на яхте (когда не учился морской архитектуре и яхтенному дизайну). Яхтинг мне всегда был близок, для меня важно путешествовать, рассматривать каждый выход из порта как событие. Работать хотелось именно в этой сфере. 

У вас любопытная карьера: начинали как дизайнер яхт, но сегодня занимаете должность менеджера по продажам и менеджера флота Vripack…

Хоть моя должность и называется менеджер по продажам, фактически я несу ответственность за поддержание связи со всеми яхтами, в создании которых участвовала и участвует студия Vripack (а их 7400. – Прим. ред.). Но я ни в коем случае не управляю флотом! Мне не очень нравится слово «менеджер», поскольку я оказываю поддержку этим людям. Слово менеджмент сугубо внутреннее, это то, что я делаю внутри компании. Извне это ни в коем случае не управление, а диалог – мягкий, спокойный, важный, ведь иногда я могу просто спросить: слушайте, вот вы сходили в Арктику, расскажите нам поподробнее, поделитесь с нами яркими фотографиями. Мы хотим поведать вашу историю следующему кругу общения – потенциальным клиентам, которые следят за нашей деятельностью в соцсетях.

То есть вы больше не проектируете яхты?

(Вздыхает.) Нет, по крайней мере я не занимаюсь этим каждый день. Я, скорее, на передовой, так как общаюсь с клиентами и уже существующими яхтовладельцами. И визуализирую то, о чем они говорят, или то, что хотят сказать. Для клиента в нашем бизнесе очень важно говорить с тем, кто может выразить их слова в эскизе, ведь у клиента есть ожидания и они должны оказаться «на бумаге», а не потеряться на полпути. Так что в процесс создания яхт я вовлечен. И увлечен даже сильнее, чем раньше. Настолько, что, если вижу, что работы по проекту много, не прочь помочь дизайн-подразделению (смеется).

Очень интересно, о чем именно просят яхтовладельцы. Если говорить о зонах отдыха на борту, какие из них, с вашей точки зрения, становятся все важнее?

Тренажерный зал и пляжный клуб. Ну и хорошая взаимосвязь между ними. Сегодня все больше яхтовладельцев хотят иметь на борту своей яхты пляжный клуб пообъемнее и поближе к воде. И полный набор водных игрушек в гараже – чтобы было веселее. 

Три года назад вы рассказали «Лодке» о том, какими будут яхты ближайшего будущего. Давайте еще раз обсудим основные пункты и проверим, все ли идет по плану?

С удовольствием.

Яхты будут более функциональны, эффективны и долговечны?
Сегодня мы видим все больше заказчиков, которые ратуют за функциональность и низкий расход топлива. По-прежнему, конечно, не все яхтовладельцы хотят инвестировать в новые технологии (я говорю о электродвигателях, аккумуляторах – все это по-прежнему дороже привычного «дизеля»). Но интерес к этому определенно растет. Автомобильная промышленность, конечно, успела оказать огромное влияние на индустрию. Мы стали больше внимания уделять гибридам и электродвигателям. А вот долговечность по-прежнему под вопросом.

Процесс строительства яхты полностью изменится? Раньше путь от эскиза будущей яхты к закладке киля был намного короче, чем сейчас?
Еще до подписания контракта идет работа с огромным объемом данных, в расчет берется все необходимое для определения стоимости строительства, его сроков, снижения рисков при производстве.

Все чаще будут использоваться технологии виртуальной и дополнительной реальности?
Что касается дополнительной реальности, на данный момент наша студия их не использует. Но мы очень много работаем с технологиями виртуальной реальности. Орудуем очками Oculus и проектируем яхты в тех же программах, что используются для кодирования виртуальной реальности. Мы уже видим, как макет интерьера яхты возводится виртуально на базе изначального попалубного плана и как заказчик вносит изменения и утверждает интерьер яхты в таком формате. И мы прекрасно понимаем, что несколько сотен евро, потраченные на VR очки, – это малая трата по сравнению с изготовлением реального макета интерьера, который выбрасывается сразу же после утверждения. И это очень важный момент в яхтостроении. При этом цифрового контента становится намного больше, чем раньше, ведь при работе в VR нужно обратить внимание на каждый угол пространства, на каждую деталь.

У 3D-принтеров в яхтенной индустрии большое будущее?
Да, технология нарасхват. Мы по-прежнему не печатаем яхты целиком. Хотя я знаю, что в Нидерландах студенты брались за 3D-распечатку небольших лодчонок. И даже по соседству с нашей студией теперь есть компания, которая печатает большие объекты, то есть лодки. Это здорово, правда, выглядит пока не очень. Но небольшие детали прекрасно распечатываются. Не зря нидерландские военные корабли сейчас оборудованы 3D-принтерами и сами изготавливают необходимые запчасти. Да и в нашей студии 3D-принтеры печатают круглые сутки. Мы изготавливаем модели яхт, на которые заказчики могут посмотреть со всех углов. Подержав их в руках, им проще принять очередное важное решение. 

Заказчикам будет все интереснее строить яхты, процесс будет превращаться в некое подобие игры, принося уникальный жизненный опыт?
Мне кажется, все именно так. Вы нечасто строите яхты в своей жизни. Это событие. Это история. При этом яхта – это сложный механизм, и ее нужно сделать своей. И мы во Vripack счастливы слышать по окончании строительства: это моя яхта, которую я построил с вашей помощью.