Skip to main content

На этой неделе в кинотеатрах стартует фильм «Ford против Ferrari». Гонки, скорости, Ле-Ман каким еще не видели в кино… За все происходящее в картине в ответе Генри Форд-младший. Он, к слову, был выдающимся яхтовладельцем. Правда, категорически отказывался говорить об этом с прессой. Сегодня, более чем полвека спустя «Лодка» все-таки разузнала о его морских путешествиях и его яхтах, в частности о знаменитой 33,2-метровой Feadship Santa Maria

Шестидесятые годы прошлого века для Feadship были знаменательными. У компании сложилась прекрасная репутация среди американских заказчиков, которые дивились тому, что на верфи умеют вытворять со сталью. «Спецпредложение» же голландцев построить судно по индивидуальному проекту с учетом всех пожеланий и с заранее оговоренными высокими ходовыми качествами, так и вовсе было для США уникальным. Поворотным моментом на этом пути к успеху, конечно, стал заказ от Генри Форда-младшего, как сейчас сказали бы, «якорного заказчика», за которым потянулись многие другие американцы.

Молодой дизайнер Фриц де Фоогт, будущий директор, главный дизайнер и морской архитектор Feadship, прилетел в Нью-Йорк в 1961 году, чтобы встретиться с одним из самых богатых людей в мире. Надо сказать, Форд-младший был уже немного знаком с творчеством Feadship: как-то ему довелось побывать на борту яхты Highlander, которую Feadship в 1957 году передали Малькольму Форбсу. Судя по всему, она его впечатлила.

Фриц, по его собственным словам, не особенно стеснялся в присутствии Форда, так как прекрасно знал, что важно обеспеченным клиентам в море. В 60-е годы частные яхты становились все больше, а заказчикам хотелось пущего комфорта на борту. Так, например, оказавшаяся на воде чуть раньше, чем Santa Maria, яхта Feadship Camargo IV уже была оснащена стабилизаторами и центральной системой кондиционирования воздуха. Естественно, предполагалось, что Форд захочет большего…

Переговоры, как известно, проходили в богато обставленных апартаментах Форда недалеко от 5-й Авеню, из которых открывался отличный вид на Центральный парк. Большую часть времени Форд проводил в Детройте, но когда наведывался в Нью-Йорк, то останавливался в тех самых апартаментах на 34 этаже легендарного отеля The Carlyle. По легенде, в соседнем с ним сьюте ночевал Кеннеди, так что уровень был высочайший.

Видимо, ни богатство Форда, ни место встречи не смутили Фрица и переговоры прошли более чем удачно: сделка с Feadship была заключена в ближайшие две недели. Как следствие, в скором времени на нидерландском острове Кааг был заложен киль яхты Santa Maria.

 

Дорогая, я дома!

Santa Maria, самая роскошная и дорогая по тем временам Feadship, была прекрасно отделана. На борту был организован просторный мастер-сьют и четыре добротных гостевые каюты, а крю-зона была рассчитана на пять человек. Форд хотел чувствовать себя на борту как дома, поэтому и отказался от традиционной для классических яхт внутренней отделки деревом. А для работы над интерьером, который бы имитировал вид старинного замка, пригласил парижского декоратора Жака Франка. К слову, Генри Форд-младший прекрасно разбирался в шато и французских интерьерах. У него даже была уникальная коллекция антикварной мебели и предметов декора, которые он покупал в Maison Jansen у знаменитого парижского декоратора в Нью-Йорке.

В то время как Форду все французское было симпатично, работников Feadship поведение парижских мастеров на верфи немного настораживало. Французы с самого утра просили подать каждому по бокалу пива, а потом настойчиво требовали повторить. Работники верфи перешептывались и возмущались: «Неужели они не могут дождаться обеда?» – говорили одни. «Разве французы не предпочитают вино?» – задавались вопросом другие. Как выяснилось позже, французы напиток не употребляли и использовали эль для обработки деревянных панелей. Сегодня этот забавный исторический анекдот на верфи рассказывают в качестве иллюстрации того, как Santa Maria положила начало традиции приглашать лучших декораторов и дизайнеров интерьера для работы над суперъяхтами.

Сам Генри Форд-младший считал строительство яхты делом весьма интимным, но остаться незамеченным ему не удалось. В тот день, когда он без предупреждения явился на верфь, чтобы посмотреть, как идут дела, вся нидерландская пресса ждала его с распростертыми объятиями и целый день наблюдала за американским магнатом, расхаживающим по заводу в вязаном джемпере. Когда же Santa Maria была, наконец, спущена на воду, он, безусловно, был счастлив. Церемония крещения судна вышла крайне торжественной. По воспоминаниям современников, бутылку шампанского о нос корабля разбила Рут Харгрейв, супруга капитана. Кстати, сам Глен Харгрейв для Feadship стал одним из первых капитанов, принимавших активное участие в проектировании и строительстве «своих» яхт.

 

Глубоко личное

Santa Maria с запоминающейся круглой кормой привлекла к себе внимание по обеим сторонам океана. Даже обычно серьезный Newsweek докладывал в апреле 1963 года, что на борту есть основной салон площадью 28 кв. м, пять ванных комнат, два бара, телевизор и вдобавок судно укомплектовано кухонным лифтом, тремя холодильниками, автоматической стиральной машиной. Упоминалась система радаров и автопилот, усилитель руля, нидерландские стабилизаторы и опреснитель, способный дистиллировать до 7500 л воды в день на случай длительных круизов. Также Newsweek сообщал, что на просторной верхней палубе установлены два быстроходных катера.

К слову, о быстроходных катерах. Генри Форд, дед Форда-младшего, обожал гоночные лодки из красного дерева. В 20-е годы у него было несколько ранэбаутов Hacker Craft и двигатели на них стояли авиационные, Либерти Л12. В архивах можно найти фотографии, где на пристани готовят суда к гонке сам Генри Форд и его соперники из семейства Додж. Собственно, желание HF2, как называли Генри Форда-младшего в Америке, владеть яхтой с прекрасными ходовыми характеристиками вполне логично. А к отдыху на воде он был приучен с детства. Его отцу Эдселю Форду принадлежала элегантная 58-футовая Greyhound с корпусом из красного дерева, на которой семья перемещалась по озеру Мичиган.

Santa Maria долгие годы оставалась в пользовании семьи Форд и наблюдала за насыщенной жизнью своего владельца. Через год после спуска яхты Форду-младшему предстоял развод с матерью троих его детей, через два – свадьба с итальянкой Марией Кристиной Ветторе Остин. Именно рядом с Марией Кристиной, которую вскоре уже никто не называл по имени, в основном как «Миссис Генри Форд», он стал настоящим джетсеттером. Вместе их видели на самых важных светских мероприятиях от Акапулько до Французской Ривьеры. Естественно, на фоне нередко мелькала и элегантная Santa Maria.

В делах Форд все больше доверял британскому журналисту Уолтеру Хайесу, которого поначалу пригласил заниматься пиаром в Европе. Со временем Форд понял, что нашел себе важного соратника, поэтому позже Уолтер будет назначен председателем правления Aston Martin и сыграет важную роль в судьбе как Ford Motors, так и британского автопрома. Он и Генри Форд сильно сдружились. Книга Уолтера «Henry: A Life of Henry Ford II» с бородатым Фордом за штурвалом яхты на обложке останется главным, если не единственным достоверным источником информации о том, каким был Генри Форд в море, ведь он редко рассказывал прессе о своей личной жизни. Девиз «Never Complain, Never Explain» («Никогда не жалуйся, ничего не объясняй») авторства Бенджамина Дизраэли был ему близок. А незадолго до смерти он и вовсе скормил офисному детройтскому «шредеру» большую часть своих архивов и воспоминаний, прокомментировав так: «Никому не положено знать о том, что для меня было действительно важным».

Другая жизнь

Почти всю свою жизнь Santa Maria была связана с семейством Форд, но в конце 90-х ей предстояло новое полезное знакомство. Ее приобрел владелец классического парусника J Class Velsheda. У британской гоночной легенды Velscheda, не отличающейся большим внутренним объемом, всегда было судно сопровождения, и приобретение классического джентельменского Feadship стало для ее нового владельца попыткой найти идеального попутчика своему паруснику. Так Santa Maria стала судном сопровождения Bystander. Вместе с Velsheda они обошли вокруг света, побывали на Карибах, в Панаме, на Галапагосах, Таити, в Новой Зеландии, проходили через Суэцкий канал. По возвращении с Кубка Америки 2003 года в Окленде, посреди Тихого океана, у владельца возникла идея строительства судна поддержки большего размера, способного адаптироваться под нужды его взрослеющих детей и частых гостей. Он заказал новую 42-метровую яхту на французской верфи JFA. В 2007 году на Кубке Америки в Валенсии он был уже с новым Bystander, а яхту Santa Maria купил ее нынешний нидерландский владелец. Спустя шесть лет после приобретения он все же решил, что ей пора пройти рефит. Корпус яхты был в прекрасном состоянии, но вот машинному отделению и интерьеру явно требовались легкие обновления. После восьмимесячного пребывания на родной верфи Santa Maria какое-то время сдавалась в чартер, но вскоре вернула себе свой привычный статус частной и «скупой на комментарии» яхты.

Если говорить о «бывшем» Santa Maria, Генри Форде II, и его отношениях с другими яхтами, то под конец жизни он много времени проводил в Майами и Средиземноморье и в 1983 году купил судно большего, чем Santa Maria, размера – 54-метровую Southern Breeze (сегодня она называется Stargazer). На борту этой яхты, построенной на верфи Zigler в Луизиане в 1964 году, как при Форде, так и до него бывали многие знаменитые актеры. О ней, в частности, упоминает в своих мемуарах Ричард Бартон. По воспоминаниям помощника инженера Southern Breeze, проработавшего на ней шесть лет, это была одна из немногих яхт, на борту которых команде корабля была отдана носовая часть основной палубы, а Форд после покупки яхты еще и увеличил зону для экипажа. Известно, что он очень уважительно относился к тем, кто работал на его судах. В особенности на Santa Maria.

 

                                                                                      SANTA MARIA FEADSHIP

Год постройки: 1963
Архитектура/Экстерьер: H. W. De Voogt
Интерьер: Jacques Frank
Рефит: 1995, 1998, 2002, 2015
Длина: 33,2 м
Ширина: 6,71 м
Осадка: 1,98 м
Материал корпуса: сталь
Материал надстройки: алюминий
Двигатели: 2 x General Motors 12V71N, 504 л. с.
Скорость (макс/крейс): 14/11 узл
Запас хода: 3500 миль
Пассажиры: 10
Экипаж: 6
Каюты: 4