В общих чертах флайбридж (flybridge)– это верхняя площадка, открытый «второй этаж» яхты, где располагаются дополнительный пост управления и пространство для отдыха под солнцем. Как и многие другие элементы конструкции, флайбридж не появился на яхтах сам по себе, а пришел из «большого флота» – с военных и коммерческих кораблей, где над главной ходовой рубкой нередко располагался верхний дополнительный пост управления. Оборудования на нем устанавливалось немного по сравнению с основным постом, но управлять оттуда было удобно из-за хорошего обзора, поскольку это самая высокая точка судна.
Первые яхты с флайбриджем
Искать «изобретателя» флайбриджа бессмысленно: скорее всего этот очевидный за счет своего удобства элемент одновременно появился на множестве судов самого разного происхождения. А вот имя того, кто успешно внедрил флайбридж в яхтостроение известно. Это Бернард Олесински – знаменитый проектировщик яхт, известный прежде всего по плотному и долгому сотрудничеству с британскими верфями Fairline и Princess: уже в 70-е годы XX века эти верфи выпускали флайбриджные модели. Успех первых из них превзошел все ожидания, поэтому со временем флайбриджные модели появились у большинства яхтенных верфей мира.
Место под солнцем
Именно на яхтах концепция флайбриджа полностью раскрыла свой потенциал. Если на больших кораблях флайбридж имел чисто утилитарное назначение, то на яхтах он быстро превратился, пожалуй, в самое любимое место на борту. И хотя первоначально основной идеей была возможность управления яхтой под открытым небом, очень скоро пришло понимание, что сюда можно перенести зону отдыха, сделав ее больше и заодно освободив место в корме. Верфи и поныне соревнуются в способности сделать флайбридж максимально просторным и богато оснащенным, размещая там уже не только пост управления, но и лежаки для загорания, бары, обеденные зоны, джакузи… фантазия ограничивается только размерами яхты и, соответственно, самого флайбриджа. На достаточно крупных яхтах в кормовой части флайбриджа нередко предусматривают место для дополнительного хранения тендера или гидроцикла, устанавливая там же кран для спуска на воду. Это несколько портит облик лодки, но зато позволяет держать на борту больше водных игрушек: что-то можно держать в кормовом гараже или на купальной платформе, а что-то – на флайбридже.
Флайбридж и хардтоп
Еще лет 10-15 назад для защиты флайбриджа от солнца повсеместно применялись складные тканевые тенты. Решение простое и бюджетное, но тенты не украшают профиль яхты и, за счет ветровой нагрузки, требуют регулярной замены. Сейчас вместо них часто используют жесткую крышу – хардтоп (не путать с хардтопом, который представляет собой сдвижную крышу над салоном открытой яхты, не имеющей верхней палубы). Стационарный хардтоп над флайбриджем – это опорные стойки с установленной на них крышей, состоящей из планок-жалюзи на электроприводе. Это позволяет не только открывать или закрывать ее, но и дозировать солнечный свет по желанию. Дополнительно в конструкцию можно монтировать подсветку, аудиоаппаратуру и другое оборудование. Такое решение дороже, но выглядит эстетичнее, а чтобы снизить вес «крыши» и не утяжелять дополнительно яхту, в конструкции хардтопа над флайбриджем часто применяют карбон.
Есть и еще одно «пересечение» флайбриджа и хардтопа. Это «гибридный» тип надстройки, когда в одной модели объединяют и сдвижной хардтоп над салоном главной палубы, и флайбридж. У такого решения немало плюсов, но на некоторые компромиссы все же придется пойти. Хардтоп получается маленьким: как правило, он открывается только над носовой частью салона, где расположен основной пост управления. Компактнее становится и флайбридж, за счет того, что его приходится сильно сдвигать в корму. Такой тип флайбриджа именуется спортбридж (sportbridge). На небольших яхтах он вмещает лишь верхний пост управления и пару лежаков. На лодках покрупнее сюда умудряются вписать бар и даже обеденную зону, но так или иначе его площадь заметно меньше, чем у классического флайбриджа.
Размеры
Современный классический флайбридж, как правило, занимает около половины длины яхты, простираясь примерно от середины корпуса в корму до транца. Именно поэтому его и не называют, как на более крупных суперъяхтах, верхней палубой, которая куда длиннее и имеет закрытый салон. Однако несколько лет назад появилась концепция «суперфлайбриджа», впервые в массовом производстве реализованная на моделях Princess Yachts X-класса. Здесь флайбридж за счет изменения архитектуры надстройки продлевается еще и в нос, что позволяет не только серьезно расширить пространство для отдыха на свежем воздухе, но и сделать в центральной части закрытый салон-скайлаунж. С одной стороны, это позволяет превратить яхту длиной до 100 футов почти в суперъяхту (по площади флайбриджа), а с другой – надстройка получается визуально чересчур массивной, что далеко не всем нравится: поклонников и противников такого типа примерно 50 на 50.
Плюсы и минусы
Флайбриджные модели традиционно самый популярный тип яхт в России. У нас их ценят не только за дополнительный «этаж» и объем обитаемого пространства, но и за более высокий уровень конфиденциальности на борту. На яхты длиной от 40-45 футов уже, как правило, нанимают капитана, а если хочется что-то приватно обсудить в салоне и вам не нужны лишние уши на главном посту управления, капитана всегда можно отправить рулить на флайбридж.
Поскольку флайбридж представляет собой дополнительный уровень надстройки, масса яхты, естественно, увеличивается. Поэтому флайбриджные модели уступают в скорости, открытым лодкам и яхтам с хардтопом аналогичной длины, даже если все эти модели сделаны на базе одного и того же корпуса. В среднем скорость флайбриджных моделей не превышает 30-32 узлов (хотя бывают исключения), но многим это и не нужно. Флайбриджные лодки традиционно ассоциируются с семейным яхтингом, когда на борт можно пригласить толпу родных и друзей, без опаски взять с собой детей и всем будет комфортно, просторно и безопасно.