Skip to main content

Прежде, чем мы приступим к знакомству с понтонными катерами и начнем рассказывать об их достоинствах и недостатках, необходимо пояснить, что ни один тип лодок не совершенен. Как и среди автомобилей, на воде тоже есть свои седаны, универсалы, внедорожники, кроссоверы и спорткары, есть бюджетные модели и лодки премиум-класса, так что каждый может выбрать то, что ему по нраву. В пользу понтонных катеров можно сказать лишь то, что сегодня это самый быстрорастущий и востребованный сегмент на рынках Канады и Северной Америки. Количество верфей, занимающихся их строительством, с каждым годом увеличивается. И среди них тоже есть те, кто выпускает свои BMW, Mercedes, Porsche и Opel.

Понтонный катер Harris Grand Mariner 250

Красивый и мощный Harris Grand Mariner 250 претендует на звание «самого стильного понтонного катера» (Фото: Harris)

В нашей стране отношение к понтонным катерам неоднозначное. Большинство «лодочников» относятся к ним довольно презрительно, по старинке предпочитая другие типы катеров. Мне не раз приходилось слышать про «ужасный внешний вид», «отвратительные ходовые качества», «медлительность» и «неповоротливость». Порой даже высказываются мнения, что это «вообще лодки непонятно для кого и для чего». При этом, как правило, подобные «эксперты» никогда сами на понтонных катерах не ходили, а в лучшем случае видели их где-то на воде или стоянке. У тех же, кто действительно хоть раз отдыхал на понтонных лодках, мнение прямо противоположное.

Понтонный

Понтонный катер Avalon Excalibur с включенной подсветкой понтонов (Фото: Avalon Pontoon Boats)

В России на понтонных катерах специализируется компания Mangata Marine – дистрибьютор американских марок Avalon&Tahoe и Harris. Мы попросили ее основателя, Вадима Павлова, поделиться с «Лодкой» своим мнением и опытом касательно этого типа лодок. Так уж получилось, что вокруг понтонных катеров ходит множество легенд и мифов, которые будут подтверждены или опровергнуты в этом материале. Но сначала – немного истории.

М-р Понтон

Принято считать, что первая понтонная лодка появилась в 1951 г благодаря смекалке фермера Эмброуза Уирса, проживающего близ города Ричмонда, штат Минессота. Он соединил друг с другом несколько стальных бочек, расположил их в два ряда и объединил настилом-палубой. Получившийся катамаран оказался гораздо более стабильным плавсредством, чем традиционная лодка. К тому же имел большую ровную площадку и вмещал куда больше. На озерах, коих в округе несметное количество, это было то, что надо — как для отдыха и рыбалки, так и для перевозки грузов, так что за первой лодкой последовали другие, а после была образована компания Weeres Industries – самого же Эмброуза за его изобретение прозвали «М-р Понтон».

Эмброуз Уирс со своей женой на водном велосипеде

Эмброуз Уирс со своей женой на водном велосипеде – по сути понтонной лодке с велоприводом (Фото: Stearns History Museum)

В 1970-х понтонные катера становятся более комфортными – на них появляются диваны и лежаки для загорания, а в 80-х в результате экспериментов с гидродинамикой, борьбе за улучшение грузоподъемности и мореходности на рынок выходят первые тримараны или, как их еще называют, «тритоны» – не путать с одноименными земноводными!

Первая понтонная лодка Harris FloteBote c кормовым приводом

Первая понтонная лодка Harris FloteBote c кормовым приводом была представлена в 1971 году (Фото: Harris)

Впрочем, пик популярности этот тип лодок переживает в начале 2000-х годов с развитием подвесных моторов, появлением новых материалов и, самое главное, повальным увлечением американцев отдыхом на воде. Прежде всего, на озерах и реках, то есть внутренних водоемах, для которых изначально и создавались понтонные катера. Так на них нельзя выходить в море? Ответ ниже.

Два или три?

Коль мы уже затронули тему тримаранов-тритонов, давайте сразу проясним, что лучше для понтонного катера: три поплавка или два? Ответ на этот вопрос очевиден для профессионалов, но может выбить из колеи «новичка», которому часто кажется, что «чем больше, тем лучше». Отчасти усугубляет ситуацию и то, что сейчас на рынке практически 80% понтонных лодок – с тремя корпусами. Значит ли, что три однозначно лучше, чем два?

Понтонные катера с двумя и тремя поплавкамиНе совсем. Часто тритоны, которые, естественно дороже, не нужны. Например, в том случае, если понтонный катер имеет длину менее пяти метров, оснащен слабым мотором (менее 30 л.с.) и вы не планируете гонять на нем по рекам-озерам с кучей народа на борту или таскать за собой вейкбордиста или ватрушку (кстати, в роли буксировщиков неплохо выступают и катамараны). Для обычной семьи из четырех-шести человек, которая хочет просто отдыхать на воде, загорать и купаться, а иногда рыбачить – двух поплавков более чем достаточно. Но если нужна скорость и мощный подвесной мотор (от 150 л.с.), кто-то из членов семьи серьезно увлекается водными видами спорта или есть необходимость быстро перемещаться на большие расстояния, то естественный выбор – тритоны. Особенно, если при этом нужна большая лодка свыше шести метров в длину для большой компании. Запомните как мантру: «Три – это, прежде всего скорость и грузоподъемность и со 150-сильным и выше мотором».

Понтонный катер Harris Crowne

Crowne – «Rolls Royce на воде» и флагманская модель американской верфи Harris (Фото: Harris)

Кстати, «тритоном» будет и новый понтонный катер российского производства с рабочим названием Т900, разработку которого сейчас завершает Mangata Marine. Проект Т900 отличается профилированными поплавками с килем и по предварительным расчетам сможет развивать скорость до 90 км/ч.

Скорость

Несмотря на распространенное мнение про их общую «тихоходность», по этому параметру понтонные катера могут составить конкуренцию подавляющему большинству традиционных катеров. Действительно, первые понтонные катера были оснащены напоминающими бочки тупоносыми поплавками небольшого диаметра, не позволяющими им набирать высокие скорости. Отсюда и мнение, что все понтонные катера передвигаются не быстрее, чем черепахи. Это не так. Диаметр понтонов стал больше, а их обводы и формы сильно изменились в угоду улучшения гидродинамики и, соответственно, стали более мореходными. К тому же появились первые тримараны, были разработаны подъемные планки, позволяющие понтонным катерам быстро выходить на глиссирование. Опять же, получили распространение мощные подвесники, а конструкции уже стали предусматривать возможность их использования. Сегодня вполне реально увидеть, например, понтонную лодку с двумя 150-сильными моторами или одним 300-сильным. Так что если жажда скорости сильна и важна, то на тритоне с мотором 200 л.с. вполне реально разогнаться свыше 80 км/ч, в то время как 6-метровая лодка с мотором 80 л.с. обеспечит максимальные 40 км/ч. Это, конечно, некие усредненные параметры и многое зависит от «способностей» каждой конкретной модели и установленного двигателя.

Понтонный катер Manitou 27 XT SRW

Manitou 27 XT SRW с двумя 450-сильными подвесниками Mercury 450R легко разгоняется до 120 км/ч (Фото: Manitou Pontoon Boats)

Только подвесники?

Преимущественно да. Хотя встречаются и исключения. Например, модель Bennington 2575 QCW I/O Sport Tower оснащена 430-сильным стационаром MerCruiser 8,2L HO. Причем Bennington предлагает ставить стационарные моторы и на другие свои модели из линейки Q и R. А Avalon Waketoon может похвастаться 380-сильным Volvo Penta Forward Drive V8 с двумя впередсмотрящим тянущими винтами. Но, например, в последнем случае установка колонки была необходима из-за того, что лодка «заточена» под увлекающихся вейксерфом, так что выбор стационара скорее был продиктован соображениями безопасности.

Буксировщик Avalon Waketoon

Буксировщик Avalon Waketoon с колонкой Volvo Penta Forward Drive V8 (Фото: Avalon Pontoon Boats)

Несмотря на непрекращающиеся попытки «поженить» понтоны и стационары, большинство судостроителей свято веруют в силу подвесных моторов. Их легко менять, проще обслуживать, да и американский рынок уже давно сходит по ним с ума, так что многие верфи выпускают понтонные катера с подвесниками в основном для американского рынка. Так зачем американским же производителям стрелять себе в ногу и предлагать стационарные моторы, к которым американские клиенты по большей части относятся с презрением?

Опять же стационарные движки часто «лишают» понтонные катера их одного из основных преимуществ – ровного пола от носа до кормы – и заставляют производителей «идти на компромиссы» в плане расстановки и формы поплавков, увеличения веса и т.д. Так что, если вы не вейксерфер или не ярый поклонник стационарных двигателей, то выбор однозначен.

Понтонный катер Sea-Doo Switch Sport

Sea-Doo Switch Sport в движение приводит двигатель Rotax 1630 ACE в паре с водометом (Фото: Sea-Doo)

«На американских понтонных катерах историю со стационарными моторами уже проходили, – комментирует Вадим Павлов, руководитель Mangata Marine. – Помимо прочего, это дает большую вибрацию на корпус и лишает лодку главного преимущества, ведь такие катера предназначены в первую очередь для отдыха, а не для «гидромассажа» на ходу. Так что однозначно подвесник».

Площадь

Даже ярые противники понтонных катеров признают, что ни один другой тип лодок не способен сравниться с понтонными по площади. И это, наверное, самое главное их преимущество. Особенность конструкции позволяет использовать всю ровную площадку и не считаться с формой корпуса. Более того, палуба часто выходит за пределы понтонов, что невозможно на других типах лодок. На понтонных катерах есть не только кормовая, но и носовая платформа, а борта преимущественно ровные, что не «съедает» полезную площадь в ногах и позволяет разместить под сиденьями полноценные рундуки, бытовое оборудование и дополнительные места для хранения. Опять же немаловажно то, что даже при небольшом размере около пяти метров в длину, пассажиры могут передвигаться по всей лодке от кормы до носа, а на борту при одинаковых размерах размещается больше гостей, чем на других типах лодок.

Понтонный катер Avalon Catalina Versatile Rear Bench

На 7,62-метровом понтонном катере Avalon Catalina Versatile Rear Bench с комфортом разместятся 13 человек (Фото: Avalon Pontoon Boats)

Маневренность

В этом плане понтонные катера часто проигрывают традиционным лодкам, но связано это не с их «врожденной неуклюжестью», а с большими размерами. Как вы понимаете, припарковать малолитражку легче, чем микроавтобус, но пассажировместимость и грузоподъемность у микроавтобуса значительно выше. Чем больше лодка, тем сложнее дается ее швартовка, а понтонные катера, как мы уже выяснили, предлагают куда большую по сравнению с другими лодками площадь. Как и к любому большому авто, к понтонным лодкам нужно привыкнуть и освоиться с их размерами, тогда и маневрирование в тесной марине не доставит хлопот.

Разворот понтонного катера

Ужасная маневренность понтонных катеров – довольно распространенное заблуждение

Порой сильный ветер может затруднить маневры в марине и швартовку, так как борта у понтонных катеров расположены довольно высоко над уровнем воды и «парусят». Но, опять же, это дело привычки и опытный капитан способен самостоятельно пришвартовать лодку даже при сильном ветре, тем более что «бамперы» по периметру палубы гораздо более прочные, чем борта лодок и прощают ошибки без ущерба для судна. В целом же понтонные катера заслуженно считаются одними из самых простых лодок в управлении. Сел и поехал.

Безопасность

Несмотря на массивные конструкции понтонные лодки невероятно безопасны. А если диаметр поплавков большой или их три, то это еще больше увеличивает стабильность. Распространено мнение, что даже при малейшем волнении люди на борту начинают ощущать себя как на родео, но это просто еще один миф, не имеющий ничего общего с реальностью. Даже при стоянке на больших волнах понтонные катера могут похвастаться высокой остойчивостью, а при движении так и вообще демонстрируют завидное «постоянство». Единственное, что при хождении с неопытным капитаном на волну и ветер, размещенным в носовом кокпите гостям наверняка придется принять «душ» из брызг. Но при таких же условиях подобного и даже с большими последствиями можно ожидать и на традиционной лодке.

Понтонным катерам не страшны вылазки на берег и отсутствие благоустроенных марин

Понтонным катерам не страшны «вылазки» на берег и отсутствие благоустроенных марин

Одно из самых важных преимуществ понтонных катеров – возможность использовать их там, где не вообще никакой лодочной инфраструктуры – марин, оборудованных причалов и т.д. Небольшая осадка и прочные алюминиевые поплавки позволяют подходить прямо к берегу. Нужно ли говорить, насколько актуально это для России с нашими дикими просторами?

«У меня был однокорпусный катер, – рассказывает Вадим Павлов из Mangata Marine, – а понтонный я купил уже являясь их поставщиком в Россию не только из-за вместимости и скорости. Даже в московском регионе, где инфраструктура все-таки имеется, это все равно самый удобный с точки зрения эксплуатации катер, на котором я могу пришвартоваться абсолютно в любом месте. С обычным корпусным катером мы однажды отдыхали на островах, привязали его вечером, а проснувшись утром обнаружили его лежащим на боку на мели. Оказалось, что в водохранилище ночью сбросили воду на 40 см. Нам пришлось куковать там сутки, пока катер не сняли с мели. С понтонным такого бы не случилось – во всяком случае он точно бы не завалился на бок».

Обслуживание

Понтонные катера – одни из самых неприхотливых в обслуживании по сравнению с другими типами лодок на рынке. Конечно, чем дороже лодка и чем дороже использованные на ней материалы, тем больше внимания они требуют. То же самое и с машинами: какой-нибудь «Фольксваген» будет менее требователен и затратен, чем, например, «Бентли».

Понтонные катера неприхотливы в обслуживании

Понтонные катера неприхотливы в обслуживании. Основного ухода требуют зоны отдыха

Сами понтоны, как и подвесные моторы, очень неприхотливы и практически неубиваемы при разумной эксплуатации, так что ухаживать в основном придется за обивкой сидений и палубой. По сравнению с традиционными лодками это делать гораздо легче, так как палуба ровная, а защитные тенты дают возможность спрятать от солнца, дождя, грязи и ветра лодку на стоянке. Главное – не использовать сильнодействующие абразивные средства для уборки и не оставлять свою лодку надолго под палящими лучами.

Подъем и транспортировка

Спуск на воду большинства понтонных лодок не составит проблем. Достаточно хорошего слипа и трейлера, чтобы провести эту операцию. Подъемники также без труда справятся с «понтонником». Правда, придется считаться с некоторыми нюансами: покупать трейлер, сделанный специально под размер и особенности конструкции конкретного понтонного катера (катамарана или тримарана), а также учитывать при спуске на воду такие нюансы, как баланс и вес, который может быть существенным в отличие от того же легкого стеклопластикового катера. Например, 8,5-метровый «тритон» Harris Crowne SL 250 весит без мотора свыше двух тонн.

Сухой вес Harris Crowne SL 250 – 2400 кг

Сухой вес Harris Crowne SL 250 – 2400 кг (Фото: Harris)

Эстетика

Старые понтонные катера, которые до сих пор можно увидеть в различных маринах, русские люди часто сравнивают с хоккейными и футбольными «коробками». Действительно, прямоугольные и похожие на них по форме, они выглядят почти одинаково, что нравится далеко не всем, особенно привыкшим к эстетике традиционных лодок. Зная об этой проблеме, занимающиеся производством понтонных катеров верфи стараются сделать их как можно более стильными, играя с очертаниями кормы, носа и бортов в угоду привлекательности внешнего вида.

Дизайн старых понтонных катеров действительно вызывает нарекания

Дизайн старых понтонных катеров действительно вызывает нарекания

При строительстве используются современные материалы, а хромированные элементы и стильные тауэры добавляют понтонным лодкам визуального изящества. Современные произведения американских и канадских верфей выглядят невероятно стильно и дорого, а при создании экстерьеров понтонных катеров дизайнеры вдохновляются стилем известных во всем мире американских дайнеров и автомобилей.

Понтонный катер Bennington QX Sport

Современный дизайн понтонного катера Bennington QX Sport 2022 модельного года (Фото: Bennington)

Конечно же, немаловажен и тот факт, что принадлежащие к разным классам и уровням лодки не могут выглядеть одинаково. Здесь у верфей действует следующее правило: чем дороже лодка и выше ее класс, тем лучше выглядит понтонный катер.

Планировки

Традиционная планировка понтонного катера – большие зеркально расположенные зоны отдыха с диванами в носовой и кормовой части, а также небольшой диванчик для гостей, желающих составить компанию капитану, располагающемуся на посту управления – чаще всего по правому борту. Более продвинутые уже предлагают различные вариации с соляриями, барными зонами и трансформируемыми лежаками-диванами. Даже в рамках одной модели планировок может быть довольно много, да и верфи охотно кастомизируют зоны под запросы клиента, так что здесь оказывается куда более важным само предназначение лодки. Скоростные круизеры чаще всего предлагают удобные сидячие места, лодки «развлекательного характера» – зоны со столами и барами, а катера для отдыха преимущественно оборудуются различными вариациями мест для отдыха под солнцем.

Понтонный катер Avalon Venture Cruise Rear Bench

Планировка Avalon Venture Cruise Rear Bench сделана многофункциональной: удобная зона с диванами в носовой части и угловой диван со столиком в кормовой (Фото: Avalon Pontoon Boats)

Хотя понтонный катер выглядит большой открытой площадкой, ночевать на нем тоже можно без проблем. «В России мы ставим на понтонные катера отопители – Webasto и Eberspächer, – добавляет Вадим Павлов из Mangata Marine. – Плюс опциональную тент-палатку, которая закрывает палубу и позволяет эксплуатировать катер даже в холодную погоду. Один мой знакомый в Саратове ходит на своем понтоне до снега, однажды даже пробивался через лед».

Отдельное направление – лодки для рыбалки. Здесь уже на носу и корме можно встретить удобные рыбацкие кресла с креплениями для удочек, объемные охлаждаемые рундуки для улова, а также грили-барбекю.

Понтонный катер для рыбалки Avalon GS Fish

Понтонный катер для рыбалки Avalon GS Fish с креслами в носовой и кормовой части

Что немаловажно, от солнца на стоянке гостей защищают раскладывающиеся/натяжные тенты и бимини-топы, которые могут затенять лодку как частично, так и, что чаще встречается в дорогих моделях, полностью.

Кому подойдет понтонный катер?

Суммируя все вышесказанное, можно выделить несколько склоняющих к приобретению понтонного катера моментов:

  1. Акватория, где будет эксплуатироваться лодка. Если это река, озеро или какой-то другой небольшой внутренний водоём, то понтонный катер – однозначно хороший выбор.
  2. Семейное положение. Понтонные катера идеальны для семейного отдыха или больших компаний. Если вы одиночка, планирующий удить рыбу в камышах с утра до вечера, то понтонный катер, хотя и даст возможность делать это с комфортом и размять ноги после долгого сидения, наверное, будет излишним.
  3. Универсальность использования. В отличие от большинства катеров, с утра вы можете погонять с семьей по водной глади, днем – позагорать в укромной бухте, а после отправиться на вечернюю зорьку в компании друзей.
  4. Возможность «настроить» понтонный катер под свои нужды. На традиционных лодках вы весьма ограничены в выборе предметов интерьера и оборудования, а также в доступной площади, а на понтоннике – пожалуйста, ставьте диваны, бары, столы и стулья с холодильниками и грилями. А впоследствии меняйте обстановку, если что-то перестало нравиться. Это же можно сказать и про подвесные моторы, мощность которых может варьироваться в зависимости от конструкции катера. А для рыбалки, например, некоторые вообще снимают мощные бензиновые и ставят тихие подвесные электромоторы.
  5. Надежность и возможность перестройки катера в будущем. На сваренную из морского алюминия платформу многие производители предоставляют пожизненную гарантию. Ей не страшны разумные «выброски» на берег, часто поплавки получают усиление в тех местах, которые больше всего подвержены деформации, так что соединенные между собой алюминиевые корпуса – своеобразная надежная платформа для творчества и самовыражения.
  6. Разнообразие представленных на рынке моделей. Начиная от узкоспециализированных и заканчивая максимально универсальными. Да и с точки зрения стоимости здесь можно разгуляться – как уже говорилось в начале этого материала, на рынке есть как аскетичные бюджетные варианты, так и роскошные «ложи», обставленные по высшему разряду и начиненные множеством техники.