Самая комфортная каюта на борту, разумеется, принадлежит владельцу яхты, и удобство здесь заключается не только в размерах и уровне отделки. Почему на яхтах разной длины мастер-каюту принято размещать в строго определенном месте, что это дает владельцу и какие «стандарты» мастер-кают существуют на современном яхтенном рынке?
Создание яхты почти никогда не обходится без компромиссов: конфигурация корпуса, обилие интегрированного в интерьер оборудования, множество технических ограничений и требований безопасности приводят к тому, что место на борту – даже на суперхъяхтах – всегда в дефиците. Однако успешные верфи с большим опытом всегда умеют находить правильный баланс и эргономичные решения вне зависимости от размера лодки, особенно в таком «стратегическом» месте, как мастер-каюта – приватная территория владельца.
Какие факторы определяют комфорт в каюте?
- Площадь. Размер имеет значение: в каюте важно не только разместить всю нужную мебель, но также оставить «воздух» и место для передвижения.
- Освещенность. Большие иллюминаторы/потолочные люки пропускают максимум естественного света: интерьер смотрится гораздо выигрышнее, а каюта — просторнее.
- Высота и конфигурация потолка. Добиться высокого ровного потолка в помещениях нижней палубы – непростая задача, но это всегда привносит неуловимое ощущение роскоши, даже при лаконичной отделке. Не говоря уже о том, что вписываться лбом в потолочные выступы очень неприятно.
- Шум и вибрация. Их источник, в основном, – моторный отсек: чем дальше он от каюты и/или чем тщательнее он вибро- и шумоизолирован, тем больше комфорта.
- Качка. Меньше всего она на миделе (в середине корпуса) и в корме, тогда как в носовой части корпуса качка бывает довольно ощутимой.
- Приватность. Возможность уединиться на борту, где всегда есть гости и/или экипаж, особенно ценна для владельца, вне зависимости от размера яхты – будь то каюта с отдельным входом или приватная зона отдыха на открытой палубе.
Небольшие яхты и каютные катера
Когда каюта на борту всего одна – выбирать не приходится. Она всегда размещается в носовой части корпуса и почти всю ее площадь занимает двуспальная кровать. В дневном режиме кровать трансформируется в V-образный диван, иногда со столиком.
Впрочем, есть примеры, когда всего одну каюту размещают на довольно крупной спортивной яхте: это дорогая игрушка для тех, кто любит уединяться в море и управлять лодкой самостоятельно. Такие варианты «для эгоиста» можно увидеть, к примеру, у итальянских верфей Riva или Wally. Тогда всю нижнюю палубу занимают единственная мастер-каюта со всеми атрибутами комфорта, ванная комната, а иногда еще и салон.
На круизерах побольше, где умещается пара кают, роль мастер-каюты по-прежнему выполняет носовая.
Хотя кормовая каюта бывает больше по площади, чем носовая (порой туда даже вмещают третье спальное место, что удобно для семей с детьми), у нее почти всегда низкий потолок с уступами за счет расположенного уровнем выше кокпита или салона. На совсем небольших лодках в кормовой каюте можно только спать, хотя многие производители, если позволяет пространство, стараются хотя бы в части каюты обеспечить возможность встать в полный рост.
Кроме того, в корме сложно добиться хорошего дневного освещения, тогда как в носовой каюте с более высоким потолком можно сделать бортовые иллюминаторы покрупнее, да еще и верхний световой люк в палубе. Качка на небольших лодках воспринимается одинаково, что в носу, что в корме, а вот удаленность от моторного отсека – еще один довод предназначить владельцу именно носовую каюту.
Выводы:
С некоторыми особенностями кают на лодках такого класса нужно просто смириться: в силу небольших размеров здесь невозможно предложить что-то большее. Тем не менее, стоит обращать внимание на возможности трансформации кроватей, размеры иллюминаторов, объем места для хранения вещей и, конечно, наличие санузла.
Яхты длиной 45-90 футов
И все же, носовая каюта с ее треугольной конфигурацией, — не самый удобный вариант для жизни на борту. Поэтому на яхтах покрупнее мастер-каюта почти всегда обнаруживается на миделе – в самой широкой части корпуса, и простирается от борта до борта. Помимо размеров это позволяет иметь хорошее дневное освещение за счет сразу двух больших бортовых иллюминаторов.
На яхтах 40 с небольшим футов в мастер-каютах все еще можно увидеть выступы в потолке (обычно над кроватью и в других «непроходных» местах), так что берегите голову. А заодно – смотрите под ноги: в полу, как правило, будут ступени – места на борту немного, поэтому дизайнеры изощряются как могут в попытках впихнуть все необходимое на минимум площади.
Мастер-каюты на яхтах длиной примерно от 55 футов уже лишены таких недостатков: ровный пол и потолок – показатель класса в этом сегменте.
А от 70 футов появляется еще одно преимущество: ванная комната владельца яхты уже не вписана где-то сбоку, а, как и сама каюта, простирается от борта до борта. Более того, располагаясь дальше в корму, она служит дополнительной звукоизолирующей «прослойкой» между каютой и моторным отсеком. Впрочем, надо заметить, что у достойных верфей звукоизоляция машинного отделения и так на высоте.
На еще более крупных яхтах при желании появляется возможность сделать даже вторую мастер-каюту. Хотя обычно ее все-таки именуют VIP, по размерам, отделке и оборудованию она может не уступать основной мастер-каюте и располагаться как в центре корпуса, так и в его носовой части. Также уже можно встретить мастер-каюту с отдельным (от гостевых кают) входом, что очень востребовано владельцами. И, разумеется, обязательным атрибутом становится выделенная гардеробная комната. Но все же в таком размере мастер-каюта, как и все остальные, будет находиться на нижней палубе.
Выводы:
В этом сегменте яхт планировки наиболее традиционны: мастер-каюта практически всегда находится в центре нижней палубы. Конечно, ее объем и комфорт напрямую зависят от размеров яхты, но на первом месте по важности — эргономика. Оцените высоту потолка, места для хранения вещей, наличие гардеробной и размеры ванной комнаты, а также поинтересуйтесь качеством звуко- и виброизоляции. Раньше считалось, что отдыхать в каюте во время перехода невозможно из-за работающих двигателей, но сегодня этот вопрос успешно решается.
Яхты длиной от 90 футов
Начиная с этой длины яхты, мастер-каюта обычно переезжает на главную палубу, располагаясь на одном уровне с салоном, но в носовой части. Причин тому множество. Во-первых, это возможность полностью отделить апартаменты владельца от остальных гостевых кают, которые остаются на нижней палубе. Во-вторых, это радикальное расширение пространства, причем не обязательно только в рамках главной палубы: встречаются двух- и даже трехуровневые мастер-каюты. В-третьих, полностью снимается проблема дневного освещения: остекление можно сделать панорамным, от пола до потолка, обеспечив владельцу яхты вид не только по бортам, но и прямо по курсу.
Наконец, открытую носовую палубу можно полностью отдать в распоряжение владельца, исключив туда доступ остальных обитателей яхты. Что там будет – лаундж, лежак для загорания или даже бассейн – вопрос размера яхты и пожеланий заказчика.
Выводы:
Помимо эргономики и, естественно, отделки, в этом классе яхт начинает иметь значение, что предлагается владельцу, кроме самой мастер-каюты как места для сна. Высокий уровень кастомизации в этом сегменте предполагает массу возможностей — от приватной зоны отдыха на палубе до рабочего кабинета.
Супер- и мегаяхты
На очень крупных яхтах — примерно от 50 метров – мастер-каюта фактически… исчезает. При такой длине в распоряжении владельца уже не каюта, а целая палуба, которая дублирует все удобства на борту, но в приватном формате. Помимо каюты, ванной и гардеробных комнат там может быть все, что угодно, начиная от офиса и персонального салона, до открытых террас и бассейнов. Но это уже немного другая история.
Выводы:
Крупные суперъяхты строятся по индивидуальному проекту или на заранее разработанной «инженерной платформе», позволяющей реализовать все пожелания заказчика, в том числе касающиеся мастер-каюты.