Петербургский «Гранд Отель Европа», ведущий свою летопись с конца 19 века, был и остается самым респектабельным отелем города. Вековые традиции и современное оснащение делают его привлекательным не только для деловых или туристических поездок, но и для официальных приемов вот уже полтора века. О культурном наследии, именитых гостях и нововведениях нам рассказала Юлия Пашковская, генеральный директор «Гранд Отеля Европа»
История отеля охватывает большой период времени. За полтора века он не раз открывался и закрывался, менял название и назначение, перестраивался и расширялся. Здесь имели место блестящие дипломатические приемы, встречи именитых писателей, артистов и музыкантов в известном ресторане «Европа», открытие детского карантинного пункта после революции, первый советский джаз на «Крыше», размещение госпиталя во время Великой Отечественной Войны, визиты звезд первой величины. Отель менял название на разных языках, но в 1991 году окончательно возвратил себе историческое имя — «Гранд Отель Европа».
Здание отеля признано памятником архитектуры XIX века и охраняется государством. Исторически оно было частью архитектурного ансамбля Михайловского дворца, ныне Русского музея, спроектированного зодчим Карло Росси. В начале XX века архитекторы Карл Маккензен и Федор Лидваль создали потрясающие интерьеры в стиле ар-нуво, которые стали визитной карточкой отеля. По количеству подлинных интерьеров «Гранд Отель Европа» – самый «богатый» отель Петербурга. Антикварная коллекция, собранная за время его существования, насчитывает более 2000 наименований, а искусствоведы пишут исследовательские работы об эпохе модерна на примере витражного потолка и панно «Аполлон на колеснице» в ресторане «Европа». «Нашу коллекцию составляют статуи, скульптура, каминные часы, вазы, люстры, живопись, витражи и деревянные резные панели, мебельные гарнитуры, зеркала и даже фонтан. Содержание такой коллекции – большая ответственность, но именно эти предметы служат связующими элементами между эпохами жизни отеля и создают неповторимую атмосферу», — делится Юлия Пашковская.
В новой истории отель принимал в своих стенах таких звезд как Элтон Джон, Лучано Паваротти, Уитни Хьюстон. Уитни Хьюстон и Элтон Джон во время посещения отеля устроили камерные концерты, решив спонтанно исполнить свои песни под аккомпанемент рояля в лобби.
В 1994 году «Гранд Отель Европа» принимал участие в подготовке приема во время официального визита королевы Великобритании Елизаветы II. Обед от имени мэра города Анатолия Собчака в здании петербургского парламента обслуживала команда отеля. «Управляющий ресторана «Европа» Дмитрий Захарченко, который служит в отеле более 30 лет, будучи начинающим официантом, был удостоен чести обслуживать королеву во время банкета. Он сохранил меню, которое держала в руках Елизавета II, и мы планируем воссоздать это меню как сет в нашем ресторане. А в книге почетных гостей отеля мы разыскали автограф королевы», — рассказывает о находке Юлия.
В 2008 году отель представил тематические исторические люксы. Многие из них названы в честь знаменитых людей, которые так или иначе были связаны с «Гранд Отелем Европа». Люкс «Лидваль» – в честь архитектора Ф.И. Лидваля, который оформил интерьеры отеля в начале 20 века. Люкс «Достоевский» – в честь частого гостя Ф.М. Достоевского. А в память посещения отеля Лучано Паваротти его имя получил тот самый номер, в котором певец останавливался почти 20 лет назад. Новая серия номеров, объединенных одной концепцией, была с восторгом принята посетителями.
«Наши постоянные гости разделились на два лагеря: одни выбрали любимый по характеру номер и предпочитали каждый раз останавливаться именно в нем. Другие же, напротив, желали открыть для себя новые номера и факты в истории отеля: оказаться в номере с антикварным роялем, где жил и репетировал Паваротти, ощутить утонченность линий и форм в номере Фаберже. Когда через несколько лет мы готовили проект оформления противоположного – южного – крыла первого этажа, мы точно знали, что хотим снова создать серию люксов», — комментирует Юлия.
Новые номера оформлял известный дизайнер – американец Адам Тихани. Он предложил взять за основу тему русского авангарда, который признан во всем мире и напрямую ассоциируется с культурой России. Эти номера – уникальная история в мире отельного дизайна. Три из пяти люксов имеют статус президентских. В этом крыле можно остановиться в номере, посвященном Малевичу, Архипенко, Кандинскому, Родченко и Лисицкому. Каждый номер наполнен произведениями искусства, созданными по мотивам выбранных художников по заказу отеля, и рассказывает историю развития русского авангарда как направления искусства. В основном это живописные полотна, но есть и декоративное панно из металла в духе Эль Лисицкого, а в номере «Родченко» можно увидеть рекламные плакаты, которые русский художник и фотограф создавал совместно с Маяковским.
Во все времена Гранд Отель Европа был флагманом технических новинок и разнообразных удобств. Но несмотря на то, что это отель с историей, в определенной степени он должен быть современным и отвечать требованиям гостей. Сейчас в отеле реализуется проект оснащения всех номеров колонками с искусственным интеллектом. Такая «умная» станция может передавать контент из интернета на экран, управлять телевизором с помощью голоса, рассказать сказку на ночь, напомнить о встрече, сообщить погоду или прочесть новости. Помимо этого, осенью в отеле возобновится работа службы дворецких на историческом этаже. Батлер будет выступать персональным помощником для гостей и возьмет на себя взаимодействие со всеми службами отеля еще до их приезда: составит культурную программу на дни визита, распакует и упакует багаж, забронирует столик в ресторане, закажет билеты и трансферы.
В отеле есть специальные услуги и для маленьких гостей. При заезде их ждет подарок – приветственный набор: игрушка, мешок для сменной обуви, приглашение на мороженое или десерт в кафе Mezzanine & Delizie by Cipriani, а также сладости от шефа-кондитера. Для удобства размещения детей в номерах и ресторанах отель предоставляет набор детских принадлежностей. А недавно в «Гранд Отеле Европа» появилась игра-квест. Это карточка с изображениями исторических элементов интерьера разных помещений отеля. Участнику предлагается найти места расположения этих элементов декора. Справившиеся со всеми заданиями участники получают сладкий подарок. «Изначально мы не ориентировались на детей при создании этой игры, однако примерно половина призеров – дети. Ежедневно мы замечаем в отеле гостей, увлеченно рассматривающих лепнину и картины и сверяющихся с заданием в карточке», — говорит Юлия.
Чтобы создавать незабываемые впечатления от поездки в Петербург, отель должен давать гостям больше, чем стандартные туристические маршруты. «Гранд Отель Европа» предлагает увидеть роскошные дворцы, которые не являются музеями и недоступны для широкой публики. Одно из таких скрытых сокровищ Петербурга – дворец Великого князя Владимира Александровича, последнего дворца, построенного до революции. Или мемориальная квартира «поэта К.Р.» – Великого князя Константина Романова, которая прячется в недрах Мраморного дворца. Отдельный интерес гостей вызывает возможность оказаться в «закулисье». Например, через частное посещение Александринского театра или Филармонии. Впечатляющий опыт для ценителей музыки – посещение концерта Pianissimo, фортепианных вечеров молодых звезд в Большом итальянском просвете Эрмитажа в окружении живописных полотен XVII-XVIII вв. знаменитых мастеров: Джордано, Канале, Тьеполо.
Воскресные бранчи в историческом ресторане «Европа» – еще одна известная в Петербурге и за его пределами особенность отеля. В 1993 году «Гранд Отель Европа» выступил основоположником бранчей в России и впервые устроил подобное мероприятие под мозаичными сводами исторического зала ресторана «Европа», чем немедленно снискал славу у ценителей гастрономии. Этой осенью палитру воскресных бранчей дополнили тематические вариации, вдохновленные традициями гастрономии Азии и Средиземноморья. «Сейчас, когда возможностей путешествовать стало меньше, нам хочется предложить гостям своеобразное кулинарное турне. На азиатском бранче собраны блюда Таиланда, Индии, Китая, Вьетнама, а средиземноморский посвящен традициям Италии, Франции, Греции, Турции, Марокко и Ливана. Колорита азиатскому меню добавляют морские ежи с панна коттой из соевого молока и морские гребешки, которые подаются в красивых ракушках на морском песке. Коллекция из шести видов разноцветных дим-самов радует и глаз, и вкусовые рецепторы», — описывает бранчи Юлия.
Историческая ценность и современные технологии, забота о гостях на высшем уровне и первоклассная кухня в течение долгого времени помогают отелю оставаться одним из самых популярных среди гостей. «Однако самым роскошным отелем Петербурга нас делает команда отеля. Это увлеченные, тонко чувствующие, неравнодушные и преданные своему делу люди, которые окружают заботой и вниманием наших гостей. И гости это чувствуют, ценят и возвращаются снова», — резюмирует Юлия.