Skip to main content

Хаусботы – плавучие дома родом из Америки и Канады, где их используют на реках, озерах, а иногда – если конструкция позволяет — и в прибрежных водах. Неудивительно, что такой формат жизни и отдыха обрел популярность и в России с таким же изобилием внутренних акваторий. О жизни на борту плавучих домов, их конструкции и особенностях рынка журналу лодка рассказал Александр Климчук, основатель Houseboat.ru – пожалуй, самой успешной в России компании по производству хаусботов.

Houseboat.ru

Жизнь с видом на воду. Причем вид можно и поменять

В России производство хаусботов неразрывно связано с особенностями нашего климата: популярные во множестве стран «летние» варианты плавучих домов нам не подходят или, во всяком случае, их возможности серьезно ограничены — зимой от них никакого толку. Именно поэтому компания Houseboat.ru изначально нацелилась на производство всесезонных хаусботов. Да, передвигаться на них можно только когда вода не скована льдом, зато обитать на борту можно круглый год, причем с комфортом, не отличающимся от городской квартиры или загородного дома. Многие жители городов уже оценили возможность жить неподалеку от центра, но в собственном доме с видом на водоем. Хаусботы, на которых их владельцы живут постоянно, можно увидеть, например, в московском Royal Yacht Club на Водном стадионе.

Houseboat.ru

Хаусботы на зимней стоянке в московском Royal Yacht Club

Яхт-клубы – одно из самых подходящих мест для зимовки хаусботов. Но с таким же успехом можно держать хаусбот у любого берега, где возможно подключение к электропитанию. Все остальное хорошо построенный зимний хаусбот обеспечит себе самостоятельно. Поднимать хаусбот на зиму из воды не нужно, во всяком случае, если его поплавки сделаны из стали.

«На недорогих и небольших хаусботах многие производители применяют поплавки из ПНД – полиэтилена низкого давления, уверяя, что они зимуют, хотя во всем мире такие применяются только для незамерзающих акваторий, – комментирует Александр Климчук, основатель Houseboat.ru. – Да, такое решение позволяет сэкономить 25% стоимости поплавков, но это лотерея за счет клиента: может перезимует, а может и нет. Это как ездить пару зим на лысой летней резине и радоваться, что до сих пор жив. А насчет того, что стальные поплавки нельзя применять на маленьких хаусботах… Недавно мы передали заказчику наш самый маленький хаубот модели FreeDom 20 с надстройкой площадью всего 20 кв.м. В таком размере у нас получилось построить его по нормальным судовым технологиям, на стальных поплавках и с зимней надстройкой. При этом по стоимости – 7 млн. рублей в базовой комплектации – он сопоставим с компактными летними моделями на полиэтиленовых поплавках. Надстройка у него получилась немного «квадратненькая», не в наших привычных пропорциях, но клиенты в восторге – один из лучших наших хаусботов. Это плавучий гостиничный номер с небольшой кухней, полноценным санузлом и хорошей отделкой. Он будет сдаваться в аренду в районе Завидово, где планируется создать целый поселок из таких хаусботов».

Houseboat.ru

Хаусботы отлично работают как коммерческая «движимая недвижимость»

На противоположном конце модельного ряда Houseboat.ru – также недавно спущенный на воду крупнейший в Европе трехпалубный морской хаусбот размерами 20 на 10 м с общей площадью надстройки 600 кв.м. За счет изменения конструкции поплавков он может выходить в прибрежные воды при высоте волны до 2 м и способен даже ходить во льду толщиной до 10 см. Подробности можно прочитать здесь. «Проект абсолютно кастомный, — рассказывает Александр Климчук из Houseboat.ru, — но, если честно, двух одинаковых хаусботов у нас еще ни разу не было. Получается, что мы работаем в самой сложной нише, при этом наши хаусботы, в отличие от яхт по индивидуальному проекту, строятся всего 4-6 месяцев. В данном случае срок был больше, но только потому, что заказчик экспериментирует в процессе, а мы исполняем».

Houseboat.ru

Спуск на воду морского хаусбота

На самом деле модельный ряд у Houseboat.ru все-таки есть – более десятка моделей, но их в компании считают скорее «ориентиром для начала разговора». По словам Александра Климчука, «в процессе строительства в каждом заказчике включается Микеланджело, и начинается работа с чистого листа: здесь шире, там длиннее, тут скруглить, тут завернуть. Нам это тоже интересно: в большинстве случаев клиенту мы не отказываем, хотя иногда запросы непростые для реализации. Получается живой творческий процесс».

Houseboat.ru

Модель Futura 180 (20 х 8 м)

Большинство хаусботов мира похожи на прямоугольные коробки, и в этом смысле Houseboat.ru может похвастаться интересным в своей нише дизайном. Есть даже очень необычная модель Futura овальных очертаний, но, жизнь показывает, что заказчики хаусботов довольно консервативны. Как говорит Александр Климчук, «все фанатеют от Futura, но заказывают квадратные. Мы долго думали, в чем проблема. Дело, наверное, в том, что поскольку хаусбот это на 90% дом, а на 10% лодка, то у людей где-то на подкорке прописано, что дом – это что-то квадратное: устойчивое и надежное».

Houseboat.ru

Внутри хаусбот выглядит точно как дом, если не считать поста управления в углу

Действительно, хаусботы за счет конструктивных особенностей просто не могут быть столь же быстрыми и маневренными как яхты. Зато в роли дома они работают безукоризненно. Все модели Houseboat.ru строятся с надстройкой из сэндвич-панелей по технологии «пассивный дом» для минимизации теплопотерь. Система отопления использует комбинацию электричества, теплового насоса (за счет теплоемкости воды в водоеме) и солнечных панелей. Бортовая система фильтрации и водоподготовки забортной воды обеспечивает автономное водоснабжение. А проблему сточных вод решает бортовая станция глубокой биологической очистки. По сути, хаусбот зависит только от электропитания на стоянке и от топлива во время движения.

Houseboat.ru

Сауны популярны на борту хаусботов

«Наша ниша сложна потому, что надо сделать «лодку», которая по рынку обязана стоить от 3 до 10 раз дешевле моторной яхты аналогичной длины, и при этом «работать» в более сложных условиях: зима, лед, постоянные переходы температур через 0. Нам приходится быть  недорогими и зимостойкими — именно здесь находится основная масса наших технологий:  конструкция кровли, судового плавучего основания, инженерных систем — там много разных интересных решений. И приятно, когда к тебе уже иностранцы приезжают за советами — голландцы, немцы, турки». Houseboat.ru, основанная в 2016 году, изначально создавалась как совместное российско-датское предприятие, первые модели разрабатывались совместно с датчанами и производство также планировалось разместить в Дании. Однако, планы изменились…

Houseboat.ru

Модель Houseboat.ru — Fisher 90 c «теплой» площадью 90 кв.м.

«В какой-то момент мы поняли, что нам уже нечему у них учиться, — рассказывает Александр Климчук, — размещать производство в Дании мы не стали — у нас все локализовалось в России: еще несколько лет назад отечественные комплектующие составляли 80%, импортные 20%. Ограниченное сотрудничество с датчанами осталось, но исключительно по необходимости. А то, что произошло в «ковидный» период и в текущей обстановке, заставило нас локализоваться практически на 90-95%. Сейчас остались только двигатели зарубежного производства, а многие другие системы мы локализовали. Подруливающие устройства с помощью оборонного предприятия сделали лучше, чем голландцы: они могут непрерывно работать по 10-15 минут, а не гореть через 30-40 секунд. Сейчас мы исполняем один очень интересный заказ для Нижнего Новгорода – нам наконец-то заказали электрический хаусбот. И вот на нем даже двигатели отечественные получаются, причем значительно лучшего качества, чем китайские. Думаю, что здесь случай, схожий с электромобилями: их покупают не из желания экономить не бензине, а просто потому, что нравится, хотя это довольно дорого и с ограниченным функционалом. В данном случае, людям просто нравится, что хаусбот экологичный и может ехать тихо. Мы планируем для него 10 часов автономного хода со скоростью 8 км/ч. Уже в мае-июне мы это проверим на практике. Я понял, что люди хотят не хаусбот. Они хотят решения какой-то своей задачи с помощью хаусбота. Некоторым компаниям нужна монетизация первой береговой линии — для них хаусбот это плавучие коммерческие квадратные метры, и здесь мы участвуем в создании будущих бизнесов. Кто-то реализует свою мечту жить с видом на воду. Мы изначально думали — посмотрим несколько лет, поймем чего хотят люди. Сейчас нам это стало понятнее, поэтому модельный ряд Houseboat.ru обязательно будет дополняться».

Houseboat.ru

Хаусботы в России уже не экзотика